Недавно Coca-Cola Hellenic Bottling Company (Coca-Cola HBC) сообщила о снижении темпов роста продаж и прибыли из-за инфляции и нестабильности финансового рынка в России, в которой компания продает 17% всей своей продукции. Таким образом, подтверждаются прогнозы «Индикаторов рынка недвижимости» о снижении оборота у пищевых производителей. На этом фоне со всей серьезностью встает вопрос востребованности вводимых в строй торговых площадей.

До недавнего времени большинство участников рынка было уверено, что рынок торговой недвижимости в России, а тем более в Москве, еще далек от насыщения. Однако аналитический центр www.irn.ru в статье «Рынок торговой недвижимости близок к стагнации» и ряде других материалов писал, что это своего рода иллюзия, которая развеется при малейшем усилении инфляции. В ответ некоторые из участников рынка утверждали, что инфляция затронет только непищевой сектор. Но, как показывает практика, инфляция и финансовый кризис в России затронули не только продавцов промышленных товаров, но и пищевой сегмент. Так, по данным газеты «Коммерсантъ», продажи Coca-Cola HBC в третьем квартале снизились на 4,5% против запланированного роста в 7%. По собственным прогнозам, по итогам этого года ее продажи вырастут всего на 4% вместо запланированных 6%, а роста прибыли компания вообще теперь не ожидает, хотя изначально планировала повысить ее за год на 5%-8%. В итоге, Coca-Cola HBC намерена снизить загрузку производственных мощностей.

Сообщение Coca-Cola HBC вызвало падение котировок на фондовых рынках таких европейских пивоваров, как Carlsberg, Heineken, Efes, так как Россия для них – один из основных рынков. У Carlsberg около 40% от общих продаж приходится на Россию, у Heineken – 11%, а Efes Breweries International – 80%. У самой Coca-Cola HBC на долю России приходится 17% продукции в натуральном выражении. Снижение котировок акций пивных производителей означает, что спекулянты также ожидают падения продаж у этих компаний.

В качестве основной причины снижения продаж Coca-Cola HBC назвала «более низкий уровень потребительского доверия, вызванный замедлением роста экономики и продолжительно высокими темпами инфляции», особенно это стало заметно в конце сентября на фоне развития финансового кризиса. Конечно, некоторые могут возразить, что снижение продаж Coca-Cola и пива вовсе не говорит о значительных потерях выручки ритейлерами. Дескать, покупатели стали меньше покупать так называемых развлекательных товаров из-за подорожания основных продуктов питания. Однако этому противоречат данные компании «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» (ВБД), профилирующейся на выпуске соков и молочной продукции, которая также снизила прогноз прибыли по итогам 2008 года почти на 10%. Снижение прибыли производителей продуктов питания означает автоматически падение оборота у ритейлеров. А сокращение оборота в торговых центрах в свою очередь может привести к тому, что возводимые новые объекты торговой недвижимости окажутся не востребованными. Таким образом, по оценкам «Индикаторов рынка недвижимости», уже в ближайшее время можно ожидать как минимум начала ценовой стагнации на рынке объектов ритейла.