На загородном рынке резко сократилась доля покупателей объектов для сезонного проживания и в качестве «второго» жилья, а также почти полностью прекратились сделки с целью инвестирования. Теперь целевая аудитория застройщиков коттеджных поселков – люди, намеренные жить в пригороде постоянно, свидетельствуют результаты исследования компании «ИНКОМ-Недвижимость».

Цены на недвижимость идут вниз, отмечают в аналитическом центре «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU». А некоторые эксперты утверждают, что готовый дом, построенный до 2014 г., сейчас покупать выгоднее, нежели строить новый. 

Организованные коттеджи

За девять месяцев 2015 года специалисты департамента загородной недвижимости PENNY LANE REALTY насчитали на 15% больше сделок, чем за аналогичный период прошлого года в ценовом сегменте от 15 млн руб. – всего на 38,3 млрд руб. (учитывались только сделки в коттеджных поселках с официальным переходом права собственности, без учета примерно 200 заявленных сделок, где не был официально подтвержден факт перехода собственности).

В сегменте 15 млн до 30 млн руб. за девять месяцев было продано 169 объектов, количество продаж на первичном рынке в три раза превышает количество сделок на вторичном рынке. Такое соотношение объясняется бурным развитием сегмента недорогого загородного жилья, где достраивается значительное количество проектов, вышедших на рынок в последние 2-3 года.

В ценовом диапазоне от 30 до 60 млн руб. заключено 138 сделок, которые распределились практически равномерно между первичным и вторичным рынками с незначительным перевесом в пользу первого.

В сегменте от 60 до 120 млн руб. заключено 146 сделок, львиная доля пришлась на первичный рынок – более чем в 2 раза больше сделок, чем на вторичном рынке.

В высшем ценовом сегменте от 120 до 250 млн руб. всего было продано 43 дома. Здесь явно лидирует вторичный рынок – на первичном рынке заключено всего лишь 10 сделок. И всего 20 объектов продано в самом высокобюджетном ценовом сегменте от 250 млн руб., а на первичном рынке зафиксирована лишь одна продажа. Такая картина объясняется концентрацией элитных домов на вторичном рынке, на первичном объекты такого высокого уровня редкость. Самая дорогостоящая сделка заключена по Рублево-Успенскому шоссе – 1 млрд руб.

Если рассматривать количество продаж по шоссе, то больше всего объектов продано по Новорижскому шоссе – 186, средняя стоимость сделки - 73,5 млн руб. На втором месте Ильинское шоссе: здесь продано 69 объектов, средняя стоимость сделки - 29,4 млн руб. Только на третьем месте – Рублево-Успенское шоссе, где продано 60 объектов. Зато средняя стоимость сделки – 190 млн руб.

Экономкласс как символ экономики

Начиная с I квартала 2010 года превалирование экономкласса стало реальностью, считают в «Инком-Недвижимости». К III кварталу 2013 года его доля в совокупном объеме продаж достигла первого исторического максимума в 78%. Затем полтора года этот показатель колебался чуть ниже – в диапазоне 70-75%. Можно предположить, что это было связано с появлением на рынке покупателей, которые в предчувствии новой волны кризиса и возможного обесценивания накоплений решили не откладывать приобретение жилья комфорт- или бизнес-класса.

Реклама
Level Нижегородская

Старт продаж новых корпусов! Проект комфорт-класса от Level. Увеличенная скидка 20% + дополнительные 3%!

от 8,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Нижегородская. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Селигерская

Комфорт-класс с авторской архитектурой. 10 минут пешком до метро «Селигерская». Увеличенные скидки до 20%!

от 8,1 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Ильменский. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нагатинская

Ключи скоро! Квартиры бизнес-класса с видом на Москву-реку. 15 мин пешком до метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 11,7 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Инвестиционное развитие. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Причальный

Ключи в день покупки! Квартиры с видом на Москву-реку. 7 минут пешком до метро «Шелепиха». Скидки до 20%.

от 13,2 млн руб.
Застройщик: АО СЗ ИНСПАЙР. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Стрешнево

Бизнес-класс у воды! 100% апартаментов с видом на воду. Редкие форматы. Скидка 15%.

от 11,6 млн руб.
Застройщик: АО СЗ МКСМ. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Южнопортовая

Уникальные виды на реку и парки! Более 60+ планировочных решений. 10 минут пешком до метро. Скидки до 20%!

от 6,8 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АПД. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Бауманская

Камерный проект с акцентом на приватность. 15 минут пешком до двух станций метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 13,8 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Вектор движения. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Квартал AFI Park «Воронцовский»

Приватный квартал бизнес-класса. Дом построен! Квартиры с дровяными каминами. Скидки до 13%

от 17 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АКВАМАРЕ УНО. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Академическая

Камерный проект в престижном районе с готовой инфраструктурой. Близость к центру. Увеличенные скидки до 20%!

от 14,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Академическая. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.

Во II квартале 2015 года при относительно стабильном предложении доля экономкласса в спросе подскочила до 82%, что на данный момент является абсолютным рекордом. Связано это не столько с ростом количества сделок в нижнем ценовом сегменте, сколько с общим проседанием рынка, для которого характерно более сильное падение продаж в средних и высоких ценовых сегментах, так что удельный вес экономкласса в совокупной реализации вырос. Увеличение доли нижнего сегмента произошло, главным образом, за счет комфорт- и бизнес-классов, доли которых опустились до исторических минимумов в 13% и 3% соответственно.

Источник: «Инком-Недвижимость»

Источник: «Инком-Недвижимость»

Рынок аренды в общем тренде

Спад спроса на загородный рынок в целом и некоторый рост интереса в сегменте наиболее дешевой аренды отражает общую макроэкономическую ситуацию, связанную с падением доходов населения. По данным компании «МИЭЛЬ-Аренда», спрос и предложение на рынке загородной аренды в августе 2015 года продолжили снижаться. По сравнению с июлем 2015 года спрос упал на 31,46%, предложение – на 27,6%.

В августе максимальное предложение загородных домов в аренду пришлось на диапазон от $1000 до $3000 в месяц (61,9%). Максимальным спросом пользовались объекты со ставками до $1000 (63,93%). Спрос на загородные дома стоимостью от $1000 до $3000 в месяц составил 34,43%.

«Лидерами спроса в августе стали дома стоимостью найма до $1000 в месяц. В этом диапазоне спрос превысил предложение в 6,5 раза», – отмечает Мария Жукова, первый заместитель директора компании «МИЭЛЬ-Аренда».

Дешевые варианты

Лето прошло, и картину этого года можно попробовать рассмотреть в сравнении с ретроспективой последних пяти лет. Кризис 2008 года вызвал резкое увеличение доли участков без подряда (УБП) в совокупном объеме продаж (в III квартале 2010 года она достигала 90%), по данным «Инком-Недвижимости». Затем эта доля скачками снизилась до 50% в конце 2012 года и вновь стала расти. В первом полугодии 2015 года она держалась на достаточно высоком уровне - 66-67%.

В условиях сложной экономической ситуации такая поведенческая модель покупателей понятна. Как говорил один бизнесмен, самостоятельно возводивший дом на участке без подряда, «сегодня есть деньги – строю, нет – торможу. Появятся опять – продолжу».

Источник: «Инком-Недвижимость»

Источник: «Инком-Недвижимость»

Поскольку в структуре спроса на недвижимость экономкласса основную роль с конца 2010 года начинают играть два формата – УБП и квартиры в малоэтажных жилых домах (МЖД), уменьшение спроса на один из этих форматов вызывает увеличение рыночной доли другого, и наоборот. В результате, как видно на графике, доли этих форматов в совокупном спросе на недвижимость экономкласса колеблются «в противофазе».

Изменения в мотивации

Изменились и предпочтения покупателей загородной недвижимости. Например, доля продаж таунхаусов «замерла» на уровне 2%, и предложение этого формата жилья сейчас превышает спрос. Девелоперы закономерно реагируют на это снижением цен, однако более или менее устойчивый спрос сохраняется только на таунхаусы небольшой площади. Предпочтение, оказываемое платежеспособными покупателями квартирам в МЖД по сравнению с таунхаусами и коттеджами, объясняется, по-видимому, большей доступностью этого формата жилья. Сказывается также возросшая доля альтернативных сделок (по схеме trade-in), которые позволяют «сыграть» на разнице цены между продаваемой городской недвижимостью и приобретаемой взамен загородной. Эта схема позволяет не только сохранить или увеличить жилплощадь при переселении за город, но и потратить разницу в цене по своему усмотрению (например, на ремонт). Кроме того, коммунальные платежи в МЖД значительно ниже, чем в таунхаусах и коттеджах.

«Те, кто хранит серьезные накопления в долларах и евро, могут ждать следующего скачка курсов валют в надежде, что их покупательские возможности еще больше возрастут. Возникает эффект отложенного спроса на недвижимость средних и высших ценовых сегментов. Тех, кто хранит сбережения в рублях, кризис либо стимулирует приобретать недвижимость даже в самом бюджетном варианте (например, УБП), либо вынуждает вообще отказаться от планов приобретения загородного жилья, зарезервировав накопления для других целей (в том числе на случай потери работы), – полагает Андрей Кройтор, директор департамента загородной недвижимости «ИНКОМ-Недвижимость». – Особую категорию образуют владельцы городского жилья, которые стремятся к загородной жизни и для решения этой задачи готовы к альтернативным сделкам. Мы практически уверены, что доля альтернативных сделок в ближайшей перспективе будет только расти».