Вы используете старую версию браузера Internet Explorer. Наш сайт выглядит и работает некорректно в этой версии IE.
Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Internet Explorer или использовать другой браузер. В новых версиях браузера устранены проблемы безопасности и добавлены новые возможности.
от
3.2 млн
руб.
от
2 млн
руб.
от
793 тыс
руб.
от
1.5 млн
руб.
Опрос
Что будет с рублевыми ценами на недвижимость зимой 2017 года?
Цены на квартиры в Москве
Стоимость недвижимости в Москве
Наш научный партнер
21 января 2014 года

Модная утопия: дворы без машин проникают в экономкласс

Развитию концепции мешает дороговизна машино-мест

В последние пару лет интерес к урбанистике находится на волне популярности, что вызвало некоторый скепсис у экспертов из-за профанации этой сферы, а также породило шутки по поводу того, что каждая кухарка может стать урбанистом. Однако, по мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», у этой моды есть очевидный плюс: интерес к благоустройству города и его районов сказывается на повышении требований к строящемуся жилью.

Среди покупателей сформировался слой, который требует не только грамотных планировок квартир и достаточной инфраструктуры, но и желает жить в домах, где применяются прогрессивные идеи по обустройству территории. И девелоперы следуют за спросом: в последнее время один за другим появляются проекты, в рамках реализации которых декларируются принципы «нового урбанизма», а в частности – дворов без машин.


Советское прошлое
Интересно, что такие концепции разрабатывались еще во времена СССР. Например, в 1975 году был подготовлен проект «Образцово-перспективный жилой район» (ОПЖР), которым должен был стать микрорайон Северное Чертаново. Предполагалось, что все проезды автомобилей внутри микрорайона будут осуществляться под землей, а въезд автомобилей в систему паркинга и подземных дорог будет проходить через здание автомойки.

«Осуществить задуманное так и не удалось, а вот сегодня такие проекты снова стали актуальны. Спрос на безопасность дворовых территорий огромный: мало кто хочет, чтобы дети играли рядом с машинами, чтобы детские площадки соседствовали с дорогами – вопрос и безопасности, и экологии», – говорит Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «Бест-Новострой».

Двор в проекте редевелопмента завода «Красная Пресня»
Источник: ГУП «Моспроект»


Высший класс
Несколько лет назад концепцию «двора без машин» использовали в основном застройщики объектов верхнего бизнес- и элиткласса. «Для покупателей недвижимости данного ценового диапазона важны такие параметры, как безопасность и комфортность проживания. Поэтому девелоперы старались обеспечить ЖК закрытыми и охраняемыми дворами, свободными от машин», – отмечает генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

Например, в верхнем ценовом сегменте эта концепция уже реализована в ЖК «Дубровская слобода» (Mirax Group), в двух проектах ГК «Интеко» – ЖК «Шуваловский» и ЖК Dominion. Руководитель сектора архитектурных бригад ООО «БРТ РУС» (входит в ГК «Интеко») Елена Попова рассказала о способах, которые используются в таком жилье для ограничения движения автотранспорта внутри дворов: «На въезде в жилой комплекс Dominion находится полностью технически оборудованный контрольно-пропускной пункт со шлагбаумом и охраной, которая строго отслеживает все перемещения автотранспорта внутри территории. Въезд гостевых машин происходит только по предварительному уведомлению сотрудников КПП».

По мнению экспертов, концепция двора без машин очень популярна среди покупателей недвижимости бизнес-класса и элитного жилья, поэтому в будущих проектах компаний предусмотрен запрет на движение автомобилей внутри дворов. Например, в компании «Галс-девелопмент» рассказали, что такой формат предусмотрен в элитных кварталах «Литератор.», Wine House и «Сады Пекина». В жилых комплексах запланированы гостевые парковки и зоны погрузки и разгрузки, курировать движение транспортных средств будет служба охраны и управляющая компания.


В массы
Сейчас концепция «двора без машин» проникает в массовый сегмент. В качестве примеров можно назвать ЖК «Виноградный» (Москва), ЖК «LIFE-Митинская» (Москва), ЖК «Татьянин парк» (Новая Москва), микрорайон «Эдальго» (Новая Москва), ЖК «Арт» (Красногорск), ЖК «Да Винчи» (Одинцово), ЖК «Ромашково» (Одинцовский район), ЖК «Архимед» в Сергиевом Посаде и др.

По словам коммерческого директора ФСК «Лидер» Григория Алтухова, пока проектов, изначально проектирующихся с учетом запрета движения автотранспорта, единицы. Обычно для ограничения движения автотранспорта в них либо отсутствуют дороги, пригодные для проезда автотранспорта во дворах, либо используются физические ограничители, например, высокие бордюры, шлагбаумы, столбики, клумбы и т.п. А, например, в квартале «Южный» в ЖК «Новые Ватутинки» по внешнему периметру жилых комплексов организованы плоскостные разлинованные стоянки, а доступ машин во двор физически невозможен – там просто нет проездов.

Однако существуют проекты, в которых используются более сложные планировочные решения. Например, в квартале «9-18» в Мытищах въезд с улицы предусмотрен сразу в паркинг: «Куда бы ни направлялся ваш ребенок – в садик, на спорт, на занятия в школу искусств или просто на площадку – ему не придется переходить ни одной дороги». Как рассказала Ирина Доброхотова, в настоящее время под землей, на минус первом этаже, закладывают улицу с кольцевым движением, соединяющую все здания квартала. Эта система увеличила затраты девелопера на строительство на 20%.

Похожий принцип используется в новом проекте Urban Group – ЖК «Солнечная система». «Пешеходная и автодорожная сети полностью разделены по вертикали. Проезжая часть и зоны парковки находятся на нижнем уровне, а пешеходные зоны, дворы, детские площадки и бульвары находятся на один или два уровня выше. В каждом дворе «Солнечной системы» сделаны трехуровневые паркинги, что позволило поднять высоту внутриквартальных пространств настолько, чтобы удалось реализовать многоярусность самого генплана. То есть проезжая часть находится на уровне земли, а пешеходный уровень - на 7-8 метров выше. Повышенные дворовые внутриквартальные зоны между собой соединяются пешеходными мостами, которые перекинуты над улицами», - рассказывает Леонард Блинов, директор по маркетингу Urban Group.

Вертикальное разделение автомобильной и пешеходной зоны
Источник: Urban Group


Гости, спецтранспорт и грузы
Застройщик, реализующий концепцию двора без машин, обязан обеспечить пожарным, сотрудникам скорой помощи, полиции и других специальных служб возможность беспрепятственно проезжать во двор. Чаще всего этот вопрос регулируется охранником, который поднимает шлагбаум для проезда спецтранспорта. А, например, в проекте ЖК «Солнечная система», где зоны разделены вертикально, организованы специальные обширные пандусы, по которым может заезжать спецтранспорт. Они также позволяют людям с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно попадать с одного уровня на другой.

Кроме того, девелоперам, решившим создать проект по принципам двора без машин, стоит предусмотреть менее экстренные случаи – например, переезд, ремонт и другие ситуации, когда людям необходимо очутиться максимально близко к подъезду. Обычно для этого предусматривается два входа: внешний подъезд – с проезжей улицы и черный вход со двора. В проектах, где нет такой возможности, можно договориться с охранником, чтобы он ненадолго пустил на территорию двора на автомобиле. «Для погрузки-разгрузки как правило предусмотрены лифты, которые спроектированы для спуска/подъема непосредственно с площадки в паркинг», – отмечает Ирина Доброхотова.


Не переделать
В некоторых европейских странах (например, в Германии и Голландии) некоторые микрорайоны старой застройки, где ранее была предусмотрена парковка во дворе, были реконструированы – с помощью поднятия уровня двора на один этаж. Появлялись предложения реализовать подобный подход в России – например, известный блогер Илья Варламов предлагал надстраивать дополнительные этажи для компенсации затрат по организации паркинга и переселения жителей с первых этажей, которые окажутся под двором.

Эксперты заявили, что такое предложение вряд ли может быть реализовано в Москве. «Конечно, в теории жителей районов старой застройки могло бы заинтересовать данное предложение, поскольку комфорт и безопасность проживания важны для всех без исключения. Но на практике многие из них просто не согласятся мириться с теми неудобствами, которые будут вынуждены испытать на себе во время реализации такого проекта, – отмечает Мария Литинецкая. – Девелоперов эта идея вряд ли заинтересует, так как она может потребовать значительных финансовых и трудовых затрат. Для организации паркинга в старом жилом фонде, скорее всего, придется пожертвовать не только первым, но и вторым этажом, так как потолки на стоянке должны быть высокими. Далеко не каждый дом способен справиться с дополнительной нагрузкой в виде нескольких надстроенных этажей, что вообще сводит на нет экономическую целесообразность подобного проекта».

Леонард Блинов согласен, что в уже существующей застройке создать разноуровневые зоны очень сложно: «Если поднять уровень грунта на несколько метров вверх, первые этажи становятся не инсолируемые. Возможность сделать скат грунта, чтобы инсоляция первых этажей осталась на прежнем уровне, технически возможна только в больших дворах. В маленьких дворах создать такую конструкцию невозможно. Вторая причина – цена. Технические идеи для больших дворов реализуемы, но кто выступит инвестором?»

Григорий Алтухов также обращает внимание на то, что помимо жильцов и их автомобилей в значительной доле жилого фонда есть нежилые помещения, а также их владельцы и арендаторы, получающие с них доход. По мнению эксперта, они вряд ли пойдут на такое переустройство.

Кроме того, жильцам в этом случае придется покупать машино-место, а на эти расходы, по мнению генерального директора компании «Миэль-Новостройки» Софьи Лебедевой, мало кто готов, поэтому жильцы не пропустят такой проект реконструкции двора. По данным компании, в Москве около трети покупателей квартир в новостройках отказываются от паркинга, в Подмосковье этот процент еще выше – около 70% (подробнее об этом читайте в статье «Машино-мест не хватает, а паркинги пустуют»). «Сейчас каждый из них уже, что называется, застолбил место во дворе или его вполне устраивает принцип большинства московских дворов «кто первый приехал – тот и припарковался», – отмечает эксперт.

Тем не менее для определенной группы покупателей именно двор без машин может стать существенным преимуществом. С учетом того, что таких проектов пока мало, они находят покупателей.

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
6289 (2 сегодня)