Москва – это город с колоссальным потенциалом. Она входит в рейтинг шести глобальных городов Европы, в двадцатку самых крупных глобальных городов мира. Об этом заявила Карима Нигматулина, и.о. директора ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» на недавней конференции Форума лидеров российского рынка недвижимости RREF. Модератором конференции выступил главный редактор портала www.irn.ru Сергей Жарков.


Для сравнения: в рейтинге 27 самых привлекательных городов для развития в мире Москва занимает восьмое место в категории «экономическое влияние» (благодаря успешным привлечениям иностранных инвестиций) по версии Cities of Opportunities 2012, подготовленном PricewaterhouseCoopers совместно с организацией Partnership for New York City. Какая часть этих иностранных инвестиций направлялась с Кипра или офшорных зон, пока оставим «за кадром». С Парижем Москва разделила 7-8 места в номинации «устойчивое развитие и окружающая среда»; городу присвоено пятое место по объему капиталовложений; восьмое - по количеству головных офисов компаний из списка Global Fortune 500; а вот по росту реального ВВП Москва занимает 12-е место. Подробную презентацию доклада Каримы Нигматулиной можно посмотреть ниже (скачать презентацию Каримы Ни гматулиной  «Москва – центр роста»)


Почему такие высокие места в рейтингах
За счет того, что есть спрос населения на жилье, на офисы, разные виды инфраструктуры, отвечает Нигматулина. Обеспеченность жильем в Москве – 19 кв. м на человека. В других сопоставимых городах этот показатель колеблется от 27 до 35 кв. м на человека.

Москва – крупнейший «хаб», транспортный узел России. Поэтому транспортная инфраструктура города важна не только для самой столицы, но и для всей страны. Развитие московского транспортного узла является ключевой задачей не только для самого города, для Московской области, но и для всего государства.

Если посмотреть на существующую ситуацию, когда действует генеральный план, утвержденный в 2010 г., то мы увидим, что те показатели, которые там обозначены, уже достигнуты – по населению, по темпам автомобилизации. И достигнуты быстрее, чем кто-либо ожидал. «Транспортная инфраструктура не успевает за корректировками генерального плана, нужно, чтобы она соответствовала темпам жизни», – сказала она.

Но одна из главных причин, которая заставляет корректировать нынешний генеральный план – присоединение к Москве колоссальной новой территории. Это 1450 кв. км, для которых необходимо разрабатывать новый генплан.

При разработке генплана нужно учитывать не только нынешние границы Москвы, но и масштабы всей Московской агломерации. Реальный город Москва уже больше его административных границ.


Москва – границы реального города

Нажмите для увеличения

Источник: материалы конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации. Разработчик – архитектурно-дизайнерская мастерская профессора А.А. Черникова


Полицентричное развитие
Один из основополагающих принципов развития Москвы – это полицентричное развитие. Сейчас развитие и поддержание транспортной системы сдерживает «маятниковая миграция». Люди проживают в спальных районах, а работают в центре города. Для эффективности ее использования нужно, чтобы точки и центры приложения труда равномернее распределялись по городу. Но когда мы говорим о полицентричности, мы говорим о новых центрах, о новых «якорях», которые будут развиваться не только на территориях Большой Москвы, но и на территориях старой Москвы.

Реклама
Level Бауманская

Камерный проект с акцентом на приватность. 15 минут пешком до двух станций метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 13,8 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Вектор движения. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Академическая

Камерный проект в престижном районе с готовой инфраструктурой. Близость к центру. Увеличенные скидки до 20%!

от 14,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Академическая. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Квартал AFI Park «Воронцовский»

Приватный квартал бизнес-класса. Дом построен! Квартиры с дровяными каминами. Скидки до 13%

от 17 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АКВАМАРЕ УНО. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Причальный

Ключи в день покупки! Квартиры с видом на Москву-реку. 7 минут пешком до метро «Шелепиха». Скидки до 20%.

от 13,2 млн руб.
Застройщик: АО СЗ ИНСПАЙР. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Селигерская

Комфорт-класс с авторской архитектурой. 10 минут пешком до метро «Селигерская». Увеличенные скидки до 20%!

от 8,1 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Ильменский. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Стрешнево

Бизнес-класс у воды! 100% апартаментов с видом на воду. Редкие форматы. Скидка 15%.

от 11,6 млн руб.
Застройщик: АО СЗ МКСМ. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Южнопортовая

Уникальные виды на реку и парки! Более 60+ планировочных решений. 10 минут пешком до метро. Скидки до 20%!

от 6,8 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АПД. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нижегородская

Старт продаж новых корпусов! Проект комфорт-класса от Level. Увеличенная скидка 20% + дополнительные 3%!

от 8,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Нижегородская. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нагатинская

Ключи скоро! Квартиры бизнес-класса с видом на Москву-реку. 15 мин пешком до метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 11,7 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Инвестиционное развитие. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.

Обычно, когда говорят про перспективы, хочется узнать, что именно происходит сейчас. Стабилизация застройки и реновация исторического центра. ЦАО – это историческо-культурное достояние города, богатство, которое необходимо сохранить. С другой стороны, есть очень много ветхих зданий, территории которых нужно использовать более рационально.

Потенциал обновления этого ветхого фонда составляет более 1 млн кв. м, и сейчас это направление будет развиваться. Приоритеты будут отдаваться гостиничному, жилому фонду и фонду апартаментов. Нам нужны места проживания в центре города, чтобы минимизировать «маятниковые миграции».


Транспорт
Самая главная часть транспортного комплекса Москвы, которая будет развиваться – Московский метрополитен. До конца 2020 г. планируется построить более 150 км линий метро, 78 станций. Эти темпы не то, что выше, они несопоставимы с темпами строительства метро в Европе или США. Аналоги есть только в Китае.

Одновременно нужно развитие мультимодальной транспортной системы – развитие транспортных узлов. В Москве запланировано строительство или реконструкция 255 транспортно-пересадочных узлов.

Из них 31 находится на Малом кольце Московской железной дороги. Это дополнительный коридор, который позволит повысить мобильность людей, использующих общественный транспорт.

Улично-дорожный каркас дорожно-уличной сети города. Темпы на ближайшие три года уже заложены и зафиксированы в адресно-инвестиционной программе.


Перспективы развития
Туризм и спорт. Москва – не менее интересный город, чем Париж, хотя в российскую столицу приезжает в 10 раз меньше людей. Развитие гостиничных комплексов, других объектов инфраструктуры, необходимой для развития этой отрасли, будет активно поддерживаться московским правительством. Драйверами развития станут чемпионаты мира по футболу и хоккею.

Еще одно направление, которое станет приоритетным для Москвы, – промышленные зоны. Развитие Малого кольца железной дороги – пассажирские перевозки по нему планируется запустить до 2015 г. Поэтому прилегающие территории могут стать интересными для инвесторов.


Территории Большой Москвы
На присоединенных территориях запланировано 12 точек роста. Это административный, медицинский, образовательный кластеры, также здесь рассматривается развитие аэрополиса Внуково, кроме того, здесь приемлемо развитие логистических проектов.

Еще одно направление развития этих территорий – лесопарковое. Юго-запад – легкие Москвы, ветры в основном дуют с этой стороны, поэтому значительная часть земель будет сохранена за парками. Это будет оставаться приоритетом.


Документы
Особое внимание приковывают технологии разработки градостроительных документов. Сейчас разрабатываются территориальные схемы для двух новых административных округов Москвы – Новомосковского и Троицкого, результаты этой работы лягут в основу генерального плана, но также будут являться базой для развития этих новых территорий, подчеркнула Нигматулина.

После разработки этих схем следующий крупный градостроительный документ, который появится, – это будет новый генеральный план города Москвы, который будет разрабатываться по новым методикам мастер-планирования.

Дополнительная работа, которая ведется московским правительством, – это развитие этих документов с учетом взаимодействия с правительством Московской области.

Скачать презентацию и.о. директора ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Каримы Нигматулиной «Москва – центр роста»