Введение платной парковки на территории всей Москвы или по крайней мере Садового кольца могло бы стать эффективным способом решения проблемы автомобильных пробок в городе. Конечно, при условии, что власти не забудут регулярно выписывать штрафы нарушителям, заявил руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко.

Напомним, с 1 июня режим платной парковки, введенный в ноябре 2012 г. в районе улиц Каретный Ряд и Петровка, действует на территории всего Бульварного кольца. Стоянка на улично-дорожной сети в центре города стоит 50 руб. в час. Внести деньги можно с помощью SMS-сообщения, мобильного приложения или паркоматов. Ветераны и инвалиды паркуются бесплатно, как и местные жители, но последние – только с 20.00 до 8.00, а если круглосуточно, то за 3000 руб. в год и только в пределах района проживания. Машину также можно бесплатно оставлять во дворе, причем местные жители имеют право закрыть двор шлагбаумами. Штраф за неоплату парковки составляет 2500 руб. Все доходы от платной парковки мэрия обещает направить на благоустройство тех районов, где с водителей берут плату за стоянку, пишет «Коммерсантъ».

С помощью платной парковки власти рассчитывают сократить поток автомобилей, направляющихся в центр, и, судя по всему, они на правильном пути, считает эксперт.

«Невооруженным глазом видно, что ситуация в центре поменялась кардинально. Отчасти это объясняется тем, что летом машин в Москве становится меньше, но тем не менее положительные сдвиги налицо. Буквально по мановению волшебной палочки Москва внутри Бульварного кольца, еще совсем недавно представлявшая собой одну стихийную парковку, превратилась в европейский город: внутри платной зоны исчезли запаркованные в три ряда автомобили, очистились от машин тротуары, появились свободные парковочные места – даже днем в будни, а пробки сместились к Садовому и Третьему транспортному кольцу», – отметил руководитель IRN.RU.

Похоже, платная парковка – лекарство от пробок, используемое во всем цивилизованном мире, – пошло на пользу и российской столице. Поэтому, по мнению эксперта, эксперимент стоило бы распространить на весь центр и, возможно, даже на весь город. Стоимость парковки относительно невелика – в Европе, например, тариф обычно почти в два раза выше (2 евро в час) – и по карману любому автомобилисту, желающему оставить машину на три-четыре часа, чтобы сходить в театр или ресторан. Однако данной суммы вполне достаточно, чтобы заставить значительную часть автолюбителей воздержаться от ежедневного и длительного пользования платной стоянкой. А для местных жителей, которые могли бы пострадать от нововведения, предусмотрены хорошие льготы.

Конечно, платить за то, что раньше было бесплатным, неприятно, но ведь платная парковка идет на пользу самим водителям. Во-первых, увеличилась скорость движения в центре, где раньше из-за запаркованных в несколько рядов авто машины не столько ехали, сколько ползли. Во-вторых, теперь можно без проблем найти вакантную парковку именно там, где нужно, а не бросать машину в километре от места назначения. В-третьих, но далеко не в последних – доходы от парковочного сбора пойдут на благоустройство районов платной парковки. Мы же все хотим, чтобы Москва была ухоженной и красивой?

Что касается других «мер воздействия» на автомобилистов, типа введения платы за въезд в центр, то они сомнительны с точки зрения соблюдения конституционного права на свободу передвижения и, скорее всего, будут крайне негативно восприняты обществом. Напомним, мэр Лондона Кен Ливингстон, установивший сбор в 5 фунтов стерлингов ($7,5) в сутки с каждой машины, въезжающей в центральную часть Лондона, из-за этого проиграл выборы. Даже несмотря на результативность своей инициативы: поток движения в центре снизился на 18%, а пробки уменьшились на 30%.

Конечно, опыт с платной парковкой окажется успешным только в том случае, если правительство Москвы и ГИБДД действительно «приложат максимальные усилия для повышения уровня контроля за соблюдением правил стоянки и остановки автомобилей на улично-дорожной сети», – как нам обещает департамент транспорта. В конце концов, если бы власти вообще и дорожная полиция в частности более трепетно относились к своим служебным обязанностям и регулярно штрафовали граждан, бросающих машины в неположенных местах, порядок на дорогах можно было бы навести давным-давно.

«Если граждане поймут, что штрафы за неоплату парковки приходят через раз или не приходят вообще, то эффект от полезного начинания быстро сойдет на нет. Хотелось бы надеяться, что у властей достанет политической воли продолжить эксперимент, и тогда мы имеем шанс дожить до того момента, когда 9-10-балльные пробки в Москве станут историей», – подчеркнул руководитель www.irn.ru Олег Репченко.

Для справки: по данным департамента транспорта, только за первые четыре дня работы расширенной зоны платной парковки было эвакуировано 133 неправильно припаркованных автомобиля, а общая сумма поступивших платежей за парковку составила 2,4 млн руб.