Проект расширения Москвы за счет присоединения территорий южного Подмосковья выгоден прежде всего чиновникам. Выгоден он в любом виде — и воплощаемый в жизнь (тут можно немало заработать на строительстве жилья, коммерческой недвижимости, дорог и инфраструктуры), и существующий лишь в виртуальном пространстве (пиар-ход накануне выборов). Раскручивая этот проект, чиновники будут стараться «для себя», а самой Москве и москвичам реальную пользу он вряд ли принесет. Таково очередное «народное мнение», сформулированное по итогам социологического опроса, еженедельно проводимого журналом www.metrinfo.ru.

Напомним, что столице должно быть передано около 144 000 га в южном Подмосковье. Границы новых территорий обозначены Варшавским, Киевским шоссе и Большим кольцом Московской железной дороги, с которым эти трассы пересекаются в 40–45 км от МКАД. Сама столица занимает сейчас 107 000 га, значит, после объединения станет почти в два с половиной раза больше. То есть практически под боком у Москвы «старой» появляется еще одна Москва — «новая». В нее-то и должны со временем переселиться московские и федеральные чиновники по инициативе президента. К столице, видимо, присоединят также сравнительно небольшой участок — Рублево-Архангельское, там планируется разместить финансовый центр. Неподалеку, в Сколково, обоснуются молодые гении.

Понятно, что грандиозное строительство будет сопровождаться масштабной дорожной реконструкцией и развитием всевозможной инфраструктуры. Однако пока в состав столицы не собираются включать города на границе Москвы и области — Подольск, Апрелевку, Климовск и Щербинку. Частью столицы станут наукоград Троицк и поселок Ватутинки, Ленинский район, где находится поселок Московский (там идет большая стройка).

Освоение присоединенных территорий наверняка займет десятки лет, только проектные работы потребуют минимум года полтора. Сами официальные лица говорят о двадцати годах как о более или менее реальном сроке для поднятия «подмосковной» целины.

Конечно, этот проект вызывает очень много вопросов, но самые главные — реален ли он в принципе, принесет ли он пользу и кто от него выиграет. Мнение народа по этим вопросам и выяснял в ходе социологического опроса журнал www.metrinfo.ru.

Начнем с того, что не все москвичи знают о том, что Москву предлагается расширить. Впрочем, в курсе этого большинство — 79,2% москвичей, принимавших участие в исследовании.

Людей попросили подумать, для чего этот проект замышляется, и вот какие версии они предложили. Чаще других встречался ответ: «чтобы разгрузить Москву». Респонденты также предположили, что большое внимание будет уделяться развитию туризма и усилению культурно-просветительских функций города, особенно — исторического центра. Следующая версия — нужно экономически развивать Подмосковье. Люди отмечали и необходимость нового жилищного строительства (в Москве строить уже негде, а в области есть свободные земли). На этом проекте бизнес и власти могут неплохо заработать разными способами, отмечали участники опроса. Наконец, некоторые респонденты заподозрили, что готовится почва для выселения из столицы коренных москвичей.

Реклама
Level Стрешнево

Бизнес-класс у воды! 100% апартаментов с видом на воду. Редкие форматы. Скидка 15%.

от 12 млн руб.
Застройщик: АО СЗ МКСМ. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нагатинская

Ключи скоро! Квартиры бизнес-класса с видом на Москву-реку. 15 мин пешком до метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 12,2 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Инвестиционное развитие. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нижегородская

Старт продаж новых корпусов! Проект комфорт-класса от Level. Увеличенная скидка 20% + дополнительные 3%.

от 9,2 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Нижегородская. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Южнопортовая

Уникальные виды на реку и парки! Более 60+ планировочных решений. 10 минут пешком до метро. Скидки до 20%!

от 7,5 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АПД. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Селигерская

Комфорт-класс с авторской архитектурой. 10 минут пешком до метро «Селигерская». Увеличенные скидки до 20%!

от 8,7 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Селигерский. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Академическая

Камерный проект в престижном районе с готовой инфраструктурой. Близость к центру. Увеличенные скидки до 20%!

от 14,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Академическая. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Бауманская

Камерный проект с акцентом на приватность. 15 минут пешком до двух станций метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 13,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Вектор движения. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Причальный

Ключи в день покупки! Квартиры с видом на Москву-реку. 7 минут пешком до метро «Шелепиха». Скидки до 20%.

от 15,5 млн руб.
Застройщик: АО СЗ ИНСПАЙР. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.

Отвечая на вопрос, поможет ли такой проект решить проблему автомобильных пробок в «старой» Москве, 52,5% опрошенных дали отрицательный ответ, 26,5% - положительный, а затруднился с ответом 21%.

Примерно такие же результаты были получены и при ответе на следующий вопрос — станет ли меньше в Москве людей после объединения с Подмосковьем. Отрицательно ответили 55,3%, положительно — 25,7%, затруднились 19%.

Те, кто не согласен с тем, что Москва освободится от пробок и людей, пояснили свое мнение. Люди считают, что автомобилей от объединения Москвы с частью области, меньше не станет, ведь число машин растет постоянно. Кроме того, респонденты не верят в то, что москвичи добровольно поедут работать в Подмосковье. А если и согласятся, то начнут ездить из столицы в область на работу, и пробок тогда не избежать. Еще версия — в Подмосковье будут работать приезжие, а жители столицы со своими машинами останутся на месте. В результате Москва станет просто больше, и ее население только вырастет, значит и проблемы не исчезнут. Да и в центр города все равно будут приезжать люди — пусть не на работу, так с другими целями. Поэтому надо прежде всего строить хорошие дороги.

Задавая последний вопрос, www.metrinfo.ru выяснял, верят ли москвичи в то, что такой грандиозный проект будет реализован в течение двух десятков лет.

Выяснилось, что не верят в это 41,6%. Их аргументы: у властей семь пятниц на неделе, много задумок, а с реализацией все гораздо хуже. Нет последовательности c воплощением в жизнь даже более скромных программ (например, программы сноса пятиэтажек). Люди также предположили, что проект расширения Москвы — это просто пиар-ход приближенных к власти политтехнологов накануне выборов. Среди опрошенных были люди, которые не верят ни в какие российские проекты, вплоть до Олимпиады-2014, и частично объяснили почему: потому что все разворовывается.
Но среди участников этой группы были и те, кто в принципе допускает, что проект вполне реальный, но управиться с ним за 20 лет невозможно.

Верят в то, что проект получится, 28,7% опрошенных. В этой группе отмечали, что срок 20 лет в принципе достаточный, но Москва «расширится» при двух условиях — если это будет выгодно властям, и если под это дело будет выделено достаточно средств.
Иное мнение высказали 5,9% респондентов, а 23,8% затруднившихся с ответом отметили, что два десятка лет — срок очень большой, все может за это время перемениться, поэтому прогнозы бессмысленны.

Как видим, народ не в восторге от нового проекта, но и в штыки его не воспринимает. Скорее сомневается и придерживается сдержанной позиции «поживем — увидим». Примерно половина опрошенных скептически относится к затее властей, треть — более или менее лояльно, и допускает, что замысел будет доведен до конца. А пятая часть участников все-таки согласна с тем, что от проекта будет какой-никакой толк.

Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» практически с самого начала очень внимательно следит за развитием событий вокруг планов по расширению Москвы. Общий настрой, который выявил опрос — больше вопросов, чем ответов — вполне объясним и понятен. А некоторые суждения, высказанные участниками опроса www.metrinfo.ru, вполне разумны. Действительно, по мнению экспертов www.irn.ru, освоение земель южного Подмосковья будет сопряжено с огромными экономическими, административными и техническими трудностями, масштаб которых даже представить себе трудно. Двадцатилетний срок реализации этого проекта тоже представляется чересчур оптимистичным, наверняка потребуется больше времени. Правы люди, и когда говорят о строительстве новых дорог, о развитии общественного транспорта — без этого проект просто не может состояться. Наконец, нельзя не согласиться с тем, что очень многие постараются заработать на новом проекте, и даже не на самом проекте, а на создающемся вокруг эмоциональном фоне: продавцы жилья в районах, которые могут войти в состав «Новой Москвы», наверняка попытаются вздернуть цены на квадратные метры, грубо говоря «спекульнуть». Но этот взлет будет кратковременным.

Подробнее на тему расширения Москвы можно прочитать в статьях: