Выстраивая систему мер борьбы с пробками в центре города, надо учитывать и такую «особенность» российских автомобилистов, как нежелание платить за парковку и «бросание» машины где попало. Именно это свойство московских водителей и стало главным аргументом, который выдвинули москвичи против устройства дорогостоящих парковок в центре города. Такое мнение высказали жители города, которые участвовали в социологическом исследовании журнала www.metrinfo.ru.

Напомним вкратце историю вопроса. Не так давно префект Центрального округа Москвы Сергей Байдаков заявил в интервью газете «Известия», что парковка машины в центре города должна стоить от 300 до 500 руб. в час. За что и был жестоко раскритикован своим непосредственным шефом – мэром Москвы. Сергей Собянин подсчитал, что при подобных расценках водитель, работающий в центре, должен будет заплатить в месяц до 100 000 руб., и предложил префекту самому выложить такую сумму.

Однако справедливости ради стоит вспомнить, что еще говорил Байдаков в том самом «скандальном» интервью. Он, собственно, рассказывал о программе строительства парковок в центре города, которая предполагает появление новых 300 000 машино-мест. Притом что за предыдущие годы построено всего 90 000. По подсчетам префекта, это будет сделано в том числе и за счет строительства подземных парковок под Театральной и Пушкинской площадями, Новым Арбатом и, возможно, Бульварным кольцом и Тверской улицей. Также подземные и наземные стоянки могут возникнуть на территориях, которые используются неэффективно, заняты нежилыми помещениями и ветхими жилыми домами. Не исключил Сергей Байдаков и возвращения к одному из самых фантастических проектов московской мэрии: устройству стоянок под Водоотводным каналом. По его мнению, люди, которые покупают жилье с видом на Кремль, смогут позволить себе и такую роскошь.

Что же касается платы за «удовольствие парковать машину в историческом центре города» в 300-500 руб. за час, то Байдаков оговорился, что водители смогут поступать и по-другому: оставлять машину на бесплатной перехватывающей парковке где-нибудь у станции метро «Волгоградский проспект», пересаживаться на автобус и по выделенной полосе доезжать до Лубянки за 20-25 минут. Кстати, префект рассказывал и о бесплатных парковках в центре города, таковых предполагается устроить на 10 000 машино-мест. Так что по сути-то Байдаков предложил совмещать платные и бесплатные меры регулирования «численности» машин в центре. Но возмущение руководителя Москвы вызвало именно это предложение Сергея Байдакова – сделать дорогостоящие парковки. Журнал www.metrinfo.ru решил узнать, а как москвичи оценивают идею префекта ЦАО.

В ходе опроса выяснилось, что знают об инициативе Серегея Байдакова всего лишь треть опрошенных москвичей  – 29,3%. Кстати, это традиционная цифра, как показывают социологические изыскания журнала, в курсе всяких разных инициатив, намерений и заявлений властей обычно оказывается около трети респондентов. Остальные москвичи за этим делом не следят.

Затем участникам опроса предложили подумать – даст ли такая мера положительный эффект или нет. 64,3% респондентов считают, что ничего хорошего она не принесет. По их мнению, автомобилисты лазейку найдут: ставить машины продолжат где попало, а платить не соизволят, так вот уж у нас всегда поступают. А многие водители не просто не захотят платить, но и не смогут – дорого. Еще одно распространенное мнение в этой группе – в городе слишком много машин, надо сокращать их число, иначе с пробками не справиться.

Москвичи, которые поддерживают предложенную меру, составили самую маленькую группу – всего 10,9%. По их мнению, если парковки будут стоить дорого, центр станет более свободным от машин, потому что не каждый автомобилист позволит себе заплатить за парковку, а значит, и не поедет в сторону Кремля. В этой группе отмечали также, что требуются и другие способы борьбы с заторами, поскольку обойтись только высокими расценками на парковки недостаточно.

Реклама
Level Академическая

Камерный проект в престижном районе с готовой инфраструктурой. Близость к центру. Увеличенные скидки до 20%!

от 14,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Академическая. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Селигерская

Комфорт-класс с авторской архитектурой. 10 минут пешком до метро «Селигерская». Увеличенные скидки до 20%!

от 8,7 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Селигерский. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Причальный

Ключи в день покупки! Квартиры с видом на Москву-реку. 7 минут пешком до метро «Шелепиха». Скидки до 20%.

от 15,5 млн руб.
Застройщик: АО СЗ ИНСПАЙР. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
ЖК "Дом на Зорге". Скидки до 15%

Видовые квартиры с террасами. 4 вида дизайнерской отделки. Район с готовой инфраструктурой. Звоните!

от 16,7 млн руб.
Застройщик: СЗ Зорге25. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
ЖК Родные кварталы. Скидки до 10%!

Квартиры с отделкой и террасами в Москве. Дом у ручья. Закрытые дворы без машин. В окружении парков. Звоните!

от 5,7 млн руб.
Застройщик: СЗ ТИК. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Южнопортовая

Уникальные виды на реку и парки! Более 60+ планировочных решений. 10 минут пешком до метро. Скидки до 20%!

от 7,5 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АПД. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Бауманская

Камерный проект с акцентом на приватность. 15 минут пешком до двух станций метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 13,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Вектор движения. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нагатинская

Ключи скоро! Квартиры бизнес-класса с видом на Москву-реку. 15 мин пешком до метро. Скидка 15%.

от 12,2 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Инвестиционное развитие. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Стрешнево

Бизнес-класс у воды! 100% апартаментов с видом на воду. Редкие форматы. Скидка 15%.

от 12 млн руб.
Застройщик: АО СЗ МКСМ. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
ЖК Южные Сады. Скидки до 10%

Квартиры с отделкой от 8 млн ₽. Есть готовые квартиры с террасами. Двор-патио без машин. Рядом метро. Звоните!

от 8 млн руб.
Застройщик: СЗ Корона. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нижегородская

Старт продаж новых корпусов! Проект комфорт-класса от Level. Увеличенная скидка 20% + дополнительные 3%.

от 9,2 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Нижегородская. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.

В группе, которая затруднилась с ответом (24,8%), собрались те москвичи, которые не имеют машин, поэтому они и отказались комментировать ситуацию.

Когда участников опроса попросили поделиться своими рецептами борьбы с пробками, то люди в большинстве своем перечислили вполне разумные меры, которые не раз уже назывались и специалистами-транспортниками, и руководителями города, и содержатся в «Комплексном плане мэра Москвы по решению проблем Московского транспортного узла». Основной смысл предложений – расширять и реконструировать дорожную сеть, правильно организовывать движение, строить больше разных парковок: наземных, подземных, платных и бесплатных. Стоит выделить еще два момента, о которых зашла речь. Первый – автомобилистам не нравятся парковки вдоль дорог, они затрудняют движение. Второй – люди видят резон в том, чтобы ограничить количество машин в городе (этот мотив звучал в ходе опроса не единожды, значит – наболело). Сделать это можно, только предложив что-то хорошее взамен – комфортный общественный транспорт. Звучали и революционно-радикальные предложения, например – прекратить продавать машины в кредит и добиться соотношения «одной семье – одну машину» (почти как в Китае: «одной семье – один ребенок»).

Дорожная ситуация в Москве и проблема парковок не раз становилась темой для размышления экспертов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». О том, что московские водители очень не любят платить деньги, но зато ставят машины где угодно и как угодно, и что с этим всем делать, в частности, говорилось в статье «Политическая воля и высокая цена парковки освободят Москву от пробок».

Во всем мире есть проблема с избытком машин в центре города. И везде в цивилизованных странах с этим борются разными способами, но неизменных можно выделить два: к неправильно припаркованным автомобилям применяются жесткие «карательные» меры, а место в паркинге стоит существенных денег. Городские власти во всех европейских странах ограничивают парковки на улицах, организуют платные стоянки, штрафуют не по-детски за машины, «брошенные»  в неположенных местах. А неположенных мест там очень даже много. Вероятно, стоит обсудить вопрос цены парковки, в европейских городах это обычно 2 - 2,5 евро в час, то есть намного дешевле, чем предложил Сергей Байдаков. Но проявить жесткость в соблюдении правил – не допустить «бросания» машин там, где не положено, – это мы можем. О чем, как отмечают эксперты www.irn.ru, свидетельствует недавняя история с расчисткой Тверской улицы от неправильно припаркованных автомобилей. Так что главное для наведения порядка в центре Москвы – политическая воля.

Подводя некий итог, следует подчеркнуть, что участники опроса очень точно определили одну из главных бед российских и московских автомобилистов. Вопрос цены даже не самый главный, эффекта от дорогостоящих парковок может не быть именно из-за раздолбайства водителей, их легко предсказуемого нежелания выполнять разумные требования. Так что, планируя всевозможные меры по упорядочению движения в центре, надо приготовиться бороться прежде всего с этим. (Подробнее о транспортной ситуации и мерах, которые необходимо предпринять в городе, читайте в статьях «Транспорт и дороги – главный приоритет Москвы»; «Еще 300 верст дорог в Москве»; «Пробки»: политическая воля нужна не только в градостроительстве»; «Москве необходим баланс между «недобором» и «перебором» парковок»).

Полностью отчет о проведенном опросе читайте в статье «Дорогие парковки эффекта не дадут».

Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста. Подробнее о социологических исследованиях рынка недвижимости.