Центральный магазин Москвы отдают китайцам
Как писал аналитический центр www.irn.ru в заметке «Торговые центры Москвы могут снизить свой уровень», в ситуации отсутствия спроса на аренду торговых помещений их собственники вынуждены обращать свое внимание на арендаторов классом ниже. Причем, как оказалось, к такой мере оказываются вынуждены прибегать не только собственники торговых центров класса В, но и владельцы самых дорогих в Москве торговых площадей. Так, недавно стало известно о намерении отдать помещения второй очереди Центрального универсального магазина (ЦУМ) Москвы выходцам из Китая.
В первых числах ноября должен был состояться тендер по продаже помещений второй очереди ЦУМа общей площадью 6 тыс. кв. м при стартовой цене в $8 тыс. за 1 кв. м. Стоит отметить, что хотя средняя стоимость коммерческой недвижимости в Москве по цене предложения составляет сейчас порядка $4 тыс. за метр, реальные сделки проходят на уровне $2,5 тыс. Аналитический центр www.irn.ru писал об этом в заметке «Реальная стоимость недвижимости в Москве». Вполне естественно, что на предложение, сделанное правительством Москвы в отношении ЦУМа, желающих не нашлось.
Однако правительство Москвы не привыкло сдаваться. Всем известно, что в связи с закрытием Черкизовского рынка китайские торговцы испытывают значительные трудности с размещением своих товаров. И московские власти решили, по всей видимости, хотя бы частично компенсировать китайским производителям потерянные торговые площади. Пустующими площадями ЦУМа заинтересовались выходцы из Китая – собственники торгового центра (ТЦ) «Дружба», расположенного в районе станции метро «Новослободская».
При этом ЦУМ – это один из самых дорогих, если, вообще, не самый дорогой торговый центр Москвы. Так, средние цены в бутиках ЦУМа на порядок выше таковых же в Государственном универсальном магазине (ГУМ) Москвы. На этом фоне, даже если представители китайских производителей выставят на полках ЦУМа самые дорогие их изделия, они вряд ли будут сопоставимы по уровню качества и цены с той продукцией, которая сейчас продается в ЦУМе. В то же время, известно, что появление дешевых (как по качеству, так и по цене) товаров моментально отпугивает более дорогих производителей, которые стремятся размещаться отдельно от других. И это не говоря уже о покупателях. Так что, размещение в помещениях второй очереди ЦУМа китайских товаров может, в целом снизить уровень данного ТЦ. В итоге, товары из ТЦ «Дружба» могут переехать целиком в ЦУМ, а торговцы с закрытого Черкизовского рынка занять ТЦ «Дружба». Конечно, произойдет это не сразу, а постепенно, но общий тренд в этом направлении вполне возможен. При этом представители дорогих бутиков так же легко найдут себе новое пристанище. Пустующих торговых помещений в Москве сейчас много.
Единственно, в данном случае жаль сам ЦУМ, который является памятником архитектуры и присутствие там торговцев китайскими товарами будет ему, скорее всего, не на пользу. В то же время, намерение московских властей пустить торговцев китайскими товарами в ЦУМ вполне объясняет решение правительства Москвы о возведении в Москве в до 2012 года 25 новых объектов коммерческой недвижимости общей площадью 240 тыс. кв. м. Еще недавно это казалось странным, о чем аналитический центр www.irn.ru писал в статье «Нужны ли Москве новые офисы и торговые центры?». Таким образом, становится понятно, для кого, возможно, будет строиться эта коммерческая недвижимость. В этом смысле тенденция к общему снижению уровня московских торговых центров может реализоваться гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд.