На этой неделе начальник управления транспорта администрации города Сочи Алексей Бердников сообщил, что в городе, где в 2014 году должна пройти зимняя олимпиада, будет построено воздушное метро, которое будет работать «по принципу трехканатной скоростной дороги». При этом еще совсем недавно в качестве главного транспорта в Сочи предполагалось легкое метро. По оценкам аналитического центра www.irn.ru, главной причиной послужившей стимулом к изменению проекта послужил финансовый кризис.

Предполагается, что протяженность воздушного метро составит порядка 100 км, состоять оно будет из 8 маршрутов, на которых будут расположены 14 станций общей площадью 2 тыс. кв. м. Размер перегонов между станциями должен быть от 5 до 12 км. Пропускная способность воздушного метро должна составить 25 тыс. человек в час. При этом максимальная скорость составов должна достигать 8 м в секунду или около 30 км в час.

Примечательно, что угол наклона воздушного метро будет составлять 45 градусов. Дело в том, что традиционно при строительстве дорог угол наклона 45 градусов принимается за 100% и по этому параметру воздушное метро оказывается выгоднее всех остальных видов транспорта. Обычный автомобиль, так же, как и обычный фуникулер, может преодолеть угол наклона в 50%. Железнодорожный состав может подняться в гору, угол наклона которой не превышает 20%. Для легкого метро этим ограничением служит угол наклона 40%, а для монорельса – 60%. Именно максимально возможный угол наклона дороги стал в свое время одним из поводов для пересмотра первоначального проекта по строительству дорог в Сочи к зимней олимпиаде 2014 года. Изначально предполагалось строить железные и автомобильные дороги, а потом их решили заменить легким метро. «Индикаторы рынка недвижимости» писали об этом в статье «В Сочи будет самое длинное метро».

Стоит отметить, что строительство 1 км железной дороги в сложных условиях составляет порядка $5 млн, легкого метро – $15 млн, автомобильной дороги – $25 млн, а монорельса – $60 млн. В этом смысле воздушное метро также оказалось гораздо более выгодным, чем все другие виды транспорта, так как строительство 1 км этой дороги должно стоить всего $2 млн. Кроме того, воздушное метро славится тем, что это один из наиболее тихих видов транспорта. Единственно, в чем проигрывает воздушное метро другим видам транспорта, – скорость передвижения, так как максимальная скорость передвижения на легком метро, железной дороге, монорельсе и уж тем более по автомобильной дороге никак не ниже 100 км в час. Однако в связи с кризисом этим преимуществом, по всей видимости, решили пренебречь.

Дело в том, что деньги на строительство нового транспорта, как раньше, так и теперь предполагалось привлечь за счет инвесторов. При этом один из главных лоббистов строительства в Сочи новых железнодорожных веток – ОАО «РЖД» – решил сократить все свои инвестиции, а ряд инвестиционных проектов вообще оказался под вопросом. «Индикаторы рынка недвижимости» писали об этом в статье «Олимпийская стройка под вопросом». Таким образом, организаторам будущей зимней олимпиады 2014 приходиться урезать бюджеты. Следует отметить, что по словам Алексея Бердникова, строительство сочинского метро находится сейчас «на стадии предпроектного материала». На этой же стадии оно находилось еще год назад.

В то же время, говорить, что желающих поучаствовать в сочинском строительстве вовсе нет, тоже преждевременно. Если допустить к нему небольших инвесторов, то дело может пойти гораздо быстрее. И если организаторы решили пойти этим путем, то по оценкам аналитического центра www.irn.ru, процесс строительства дорог в Сочи может значительно ускориться, что, естественно, может несколько стабилизировать снижение цен на жилье.