Кассовый разрыв у ритейлеров увеличился в 2-3 раза
Судя по всему кассовый разрыв у ритейлеров расширяется. Они стали повсеместно увеличивать отсрочку платежей поставщикам в 2-3 раза. Однако это им не сильно поможет, так как на защиту производителей встал Минфин. Он существенно урезал потенциальные доходы ритейлеров, которые были у них до последнего времени за счет дополнительных поборов с тех же поставщиков товаров. В итоге, по оценке «Индикаторов рынка недвижимости», ситуация» на рынке торговой недвижимости может в ближайшее время еще больше обостриться.
О том, что рынок торговой недвижимости находится на грани кризиса аналитический центр www.irn.ru писал в заметке «Ритейл Москвы вышел на финишную прямую» и других материалах. Однако недавние события показывают, что ситуация в этом сегменте российской недвижимости ухудшаются с каждым днем. Так, по данным газеты «Коммерсантъ» ряд ритейлеров увеличил отсрочку платежей с 30 до 90 дней. В их числе пермская розничная сеть «Виват» (более 50 магазинов площадью около 1 тыс. кв.м.), сеть «Самохвал» (управляет более 65 одноименными супермаркетами, мини-маркетами и десятью ТЦ в Москве и области) и сеть «Мосмарт» (на начало 2008 года объединяла 65 магазинов «Мосмарт», «Мосмарт-экспресс», «Мосмарт-макси» и «Мосмартик» в Москве и других городах). На Мосмарт и Самохвал производители уже подали судебные иски в связи с задержкой платежей более чем на месяц. На Мосмарт подано 7 исков на общую сумму более 35,5 млн руб., а на Самохвал – 26 исков на общую сумму порядка 53,4 млн руб. Виват, по словам ее представителей, намерена за счет увеличения отсрочки платежа аккумулировать 1 млрд руб. в преддверии оферты по облигациям.
Следует отметить, что проблемы с оплатой облигационных купонов начались у ритейлеров еще весной. И если тогда это были единичные случаи, то сейчас это уже стало в порядке вещей. При этом новый способ борьбы с техническими дефолтами вряд ли поможет ритейлерам на длительной перспективе. Дело в том, что большое количество производителей уже заявили, что если при составлении новых договоров в качестве обязательного или хотя бы возможного условия поставок будет оговорена отсрочка платежей более 30 дней или не будут оговорены штрафные санкции за просрочку платежей более месяца, они просто прекратят поставки.
И это не пустые слова. Если раньше казалось, что производителям просто некуда деваться в крупных городах от больших ритейлеров, то сейчас ситуация стала в корне меняться. Администрации городов всячески стараются стимулировать развитие магазинов «шаговой доступности». И они уже стали составлять существенную конкуренцию большим супермаркетам.
Кроме того, на защиту производителей встал Минпромторг. С 1 октября вступят новые правила заключения договоров между розничными сетями и поставщиками продукции. Розничным сетям запретят брать с поставщиков любые дополнительные платы, помимо торговой наценки. Так, ритейлерам запретят покупать товары со скидкой ниже среднерыночного уровня, не оплачивать поставщиками товары, списанные по статье «воровство», платить за смену ассортимента продукции или изменение количества товарных мест, занимаемых продуктами на прилавках, или предоставления допоборудования для размещения товаров. Также ритейлерам запретят брать с поставщиков плату за «вход в сеть» и гарантии по присутствию товаров на прилавках магазинов, за перевод товаров из магазинов одного формата в другой, за смену товара, имеющего низкий уровень продаж. Кроме того, производители больше не будут оплачивать услуги работников магазинов, выкладывающих товары на прилавки.
В то же время, ритейлеров обяжут предоставлять производителям скидки при размещении рекламных изображений и преимущественные права на участие в промоакциях сетей и производстве товаров под брендами тех торговых сетей, где располагаются другие товары данных производителей.
Все выше перечисленные запреты и обязательства, по мнению специалистов компании «Индикаторы рынка недвижимости», скорее всего, приведут к тому, что кассовый разрыв у ритейлеров возрастет до предельного уровня. Что происходит после того, как этот уровень будет преодолен, всем понятно и без дополнительных объяснений. Конечно, говорить о полном коллапсе на рынке розничной торговли нельзя, народ как покупал, так и будет покупать товары в магазинах. Однако вопрос в том, в каком объеме он их будет приобретать. Учитывая возросший уровень инфляции, можно вполне говорить о сокращении объемов потребления населением и переходе на сберегательный режим. На этом фоне на рынке ритейла не замедлит последовать цепь консолидаций, при этом некоторые из сетей могут вообще закрыться, что естественно не замедлит отразиться на стоимости торговой недвижимости.