Монополизация земель
Последнее время представители Минприроды и Минюста стали вести активную деятельность по поиску виновных в «несправедливых» аукционах с землей. По оценке аналитического центра www.irn.ru, это стало результатом инициативы Дмитрия Медведева, которая может привести к монополизации рынка госземель.
После того, как премьер-министр Виктор Зубков раскритиковал главу Минприроды Юрия Трутнева за аукционы, на которых были арендованы на 49 лет 47 лесных участков общей площадью 501 га, избранный президент Дмитрий Медведев назвал «безобразной практикой» все операции с землей со стороны госпредприятий и учреждений и поручил правительству запретить подобный «беспорядок». «Торговать землей – это не их функция», – заявил г-н Медведев и предложил организовать единый госорган для продажи земли.
Основная проблема в том, что по оценке властьимущих на проведенные аукционы не были допущены все желающие, стартовая стоимость была в десятки тысяч раз ниже рыночной, и, в итоге, цена, по которой были арендованы участки, также оказалась нерыночной.
Сразу после выступления Дмитрия Медведева возбудились МПР и Минюст. Сначала Минприроды само признало проведенные аукционы незаконными. Затем руководство Госдумы заявило о необходимости провести незамедлительную проверку госорганов, заинтересованных в злосчастных аукционах. В свою очередь, Минюст объявил, что поддерживает инициативу Госдумы и намерен провести проверку соблюдения законов при распределении участков в Подмосковье органами Росрегистрации по Московской области. Сразу после заявления Минюста фирмы, не допущенные к аукциону, подали иски против Росрегистрации.
Последним жестом со стороны виновных в возникшем ажиотаже стало заявление пресс-службу МПР о том, что в результате проверки в отставку могут отправить начальник Мослесхоза Сергей Сопин.
В обычной ситуации такой активности от госчиновников не дождешься. Естественно предположить, что ее породила большая опасность. Единственной большой опасностью в данном случае является возможность постановления правительства о проведении через Госдуму законопроекта, по которому вся земля, принадлежащая предприятиям и учреждениям, будет продаваться единым специализированным госорганом. Это означает, что все возможные дополнительные поступления, за счет которых можно было осуществлять более-менее независимую в некоторых вопросах политику, просто исчезнут. Поэтому всем заинтересованным госорганам необходимо в срочном порядке показать, что данный случай является вопиющим исключением из общего правила.
Однако всем известно, что аукционы в целом проводятся по не совсем прозрачным правилам. И в данном случае реакция Виктора Зубкова была спровоцирована, вероятно, только тем, что данный аукцион стал непрозрачен даже для тех, кто в его правила должен был быть посвящен. В итоге, чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем, и было высказано предложение о том, чтобы продавать всю землю из «одного окна».
Конечно, вертикаль власти при этом будет только усилена, внутренняя прозрачность станет неприкосновенной, однако, по мнению «Индикаторов рынка недвижимости», для рынка в целом подобное решение будет, мягко говоря, не лучшим. Сейчас даже на фоне некоторой непрозрачности аукционов на рынке существует конкуренция между министерствами и ведомствами при распределении земли. В случае же если она будет распределяться единым специализированным госорганом, непрозрачность для рынка только увеличится, так как возникнет своего рода монополия.
При этом время передачи полномочий этому органу может растянуться, так как создание регламентов работы любого ведомства – процесс длительный. В итоге, распределение земель может на какой-то промежуток времени вообще прекратиться, а когда оно возобновится, цены на землю уже взлетят до баснословных величин. Таким образом, от внедрения новой идеи пострадают как рядовые чиновники, так и рядовые участники рынка. Выиграть от этого может только верхушка непрозрачного айсберга.