Хозяин всея земли московской
Мосгордума же поддержала идею мэра Москвы Юрия Лужкова внесения изменений в Земельный кодекс. И приняла соответствующий законопроект в первом чтении. Теперь, если эту идею поддержит и Госдума, то власти смогут изымать землю у ее собственника не только для строительства электростанций, объектов обороны и безопасности, путей сообщения, объектов, связанных с использованием атомной энергии или обеспечением защиты российской госграницы, как это трактует Земельный кодекс. Новым поводом для изъятия земли у ее собственника станет необходимость строительства на ней объектов социальной инфраструктуры, в том числе многоквартирных домов, а строительство будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета.
Одной из главных причин, по словам депутата Мосгордумы Александра Милявского, стало то, что сейчас имеющихся в собственности города земель не хватает для строительства жилья переселенцам реконструируемых кварталов на территории тех же кварталов.
Однако распространяться эта норма, по словам первого заместителя руководителя Департамента земельных ресурсов правительства Москвы Олега Рыжкова, будет не только на территории, принадлежащие предприятиям, которые, с точки зрения правительства Москвы, используют эти земли неэффективно, но и на земельные участки, застроенные жильем. «Сейчас мы можем изымать земли только по согласию собственника, то есть на его условиях, в том числе, когда выставляется слишком высокая цена, – пожаловался г-н Рыжков. – Новый порядок исключает эти случаи и именно для этого и принимается».
Кроме того, Олег Рыжков подчеркнул, что принятие данной законодательной инициативы позволит также изымать земли у собственников заранее, задолго до намеченного строительства, для резервирования земель на государственные и муниципальные нужды в соответствии с утвержденными документами территориального планирования.
Это не первая мера по усилению преимуществ интересов правительства Москвы перед интересами собственников земли. До этого правительство Москвы решило судить всех, кто не желает переезжать в предложенное им жилье. Видимо, прецедент Бутово настолько набил оскомину правительству Москвы, что оно пытается всеми возможными способами закрепить за собой приоритетное право на всю землю, которая потенциально может находиться в зоне его юрисдикции.
Как уже писали «Индикаторы рынка недвижимости», понять правительство Москвы можно. Действительно, в каждом доме или районе подлежащем реконструкции найдется собственник-скандалист, которого ничего не устраивает априори и который не хочет переезжать ни при каких условиях. Однако в большинстве случаев с собственниками можно договориться.
При этом в Европе традиционно муниципалитеты вынуждены, естественно, несколько переплачивать собственнику по сравнению с среднерыночными ценами на данную недвижимость. Страдает на рынке всегда тот, кому данная сделка больше нужна. Если инициатором сделки купли-продажи выступает муниципалитет, то переплачивать должен он. Однако беда правительства Москвы в том, что оно готово биться за каждую копейку, что по неписанным международным корпоративным этическим нормам недопустимо в случае взаимодействия крупного юрлица и небогатого физлица.
Конечно, юридически можно создать такую ситуацию, что правительство Москвы будет право всегда. И все будут вынуждены брать то, что им будет предлагать Москва. Однако, как показал случай с Бутово, это может привести к массовым беспорядкам. Интересы простого народа, по мнению специалистов аналитического центра www.irn.ru, необходимо учитывать заранее, так как народная масса, как известно, в гневе «бессмысленна и беспощадна».