Прописка на дачах
Конституционный суд России приступил к рассмотрению возможности регистрации гражданами нашей страны своего постоянного места жительства на дачах. По мнению «Индикаторов рынка недвижимости», если вопрос будет решен положительно, это, образно говоря, высвободит джина из бутылки, так как рынок купли/продажи подмосковной земли может захлестнуть волна криминальных сделок.
Недавно Конституционный суд России приступил к рассмотрению вопроса о разрешении регистрации граждан страны в жилых строениях, возведенных на садовых участках. 7 граждан России подали жалобу в КС РФ на то, что им отказали в регистрации по месту жительства в дачных домах, несмотря на то, что ни у кого из них нет иного жилья. Суды предыдущих инстанций также отказали им в удовлетворении требований о регистрации.
Между тем, Конституция России не делает никаких ограничений в статьях 27 и 40, которые гарантируют свободу передвижения и выбора места жительства, а также право на жилище. Кроме того, в законе «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места жительства и жительства в пределах РФ» в качестве места жительства граждан называется жилой любые жилые помещения, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Проблема в том, что федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» запрещает регистрацию в жилом строении, возведенном на садовом участке. Однако владельцы многих садоводческих участков возводят дома для постоянного проживания. Если Конституционный суд признает правомочность в рамках российской Конституции регистрацию граждан в жилых строениях, возведенных на садоводческих участках, то он автоматически обяжет депутатов Госдумы внести поправки в закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», которые позволили бы эту регистрацию производить.
На первый взгляд эта мера лишь позволит уравнять в правах садоводческие участки с деревенскими, что может привести к некоторому подорожанию земли в первых. Однако помимо этого положительное решение Конституционным судом данного вопроса позволит легализовать на рынке огромную полу- и полностью криминализованные сферы деятельности.
Проблема в том, что количество людей, которые реально постоянно проживают в садоводческих домиках несопоставимо меньше, чем тех, кто стремятся получить подмосковную регистрацию. Постоянно проживают в садоводческих домиках преимущественно пенсионеры. Но и среди них людей, постоянно живущих на дачах, немного. Между тем, положительное решение поставленного перед Конституционным судом вопроса позволит регистрировать на территории якобы построенных садоводческих домиков огромное число нелегальных мигрантов.
Если в однокомнатной квартире, средняя площадь которой составляет порядка 35 кв.м., мошенники умудрялись регистрировать до 100 человек, до какого размера может дойти это число при возможности регистрировать людей в садоводческих домиках, где минимальная площадь 60 кв.м.? Кроме того, сам садоводческий участок можно при желании превратить на бумаге в огромный двух-, а то и трехэтажный дом. Проверить реальное наличие таких домов по всему Подмосковью просто нереально. Учитывая, что минимальный размер садоводческого участка 400 кв.м., при строительстве на бумаге на таком участке трехэтажного дома в нем можно будет зарегистрировать до 3,5 тыс. человек. Понятно, что разыскать всех этих людей по адресу их регистрации будет просто не реально. Кроме того, эти поправки позволят квартирным мошенникам выписывать из центра Москвы одиноких пожилых людей просто на голые участки.
Есть еще одна проблема. При постоянной регистрации человека по конкретному адресу государство обязано предоставить ему социальное обеспечение. Однако рядом с большинством садоводческих товариществ отсутствуют медицинские и образовательные учреждения. Между тем, отсутствие социальной инфраструктуры уже стало одним из оснований для появления в центре Москвы особых жилых помещений – апартаментов. Это квартиры без права постоянной регистрации. В центре Москвы имеющейся инфраструктуры часто не хватает для социального обеспечения жителей новых домов. Поэтому эти дома получают статус апартаментов, то есть домов для временного, а не постоянного проживания. Человек, купивший квартиру в таком доме, не может получить постоянную прописку, а также претендовать на услуги социальной инфраструктуры. Логично, что в садоводческих товариществах, которые также не снабжены социальной инфраструктурой, регистрация раньше была запрещена.
Таким образом, по оценке аналитического центра www.irn.ru, положительное решение вопроса о регистрации граждан России на садоводческих участках может стать очередным примером действительности поговорки «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».