Перечень сделок на рынке жилья одного города выглядит довольно прозаично. Как правило, основная масса сделок – это обмен имеющейся квартиры на большую через куплю-продажу, так называемая альтернатива. Реже – покупка новой квартиры с нуля, что характерно для более обеспеченной части населения. Они же периодически увлекаются приобретением жилья в инвестиционных целях, особенно в периоды активного роста цен, но на этом перечень наиболее распространенных операций, в общем-то, и заканчивается. 

Все обстоит куда интереснее и разнообразнее когда операции на рынке жилья выходят за пределы одного города. Речь идет о межрегиональных миграциях, когда жители одного города или региона приобретают жилье в другом городе или регионе. Здесь возможны самые разные комбинации, например, продажа жилья в своем регионе с целью переезда в другой, или приобретение в другом регионе основного жилья, но без продажи начального. Есть и более интересная тема - приобретение в другом регионе дополнительного жилья для самых разных целей – как перевалочной базы, для сезонного проживания, для детей или родственников, для сдачи в аренду или для перепродажи. 

Тема региональных миграций оказывается для рынков жилья многих городов довольно актуальной. Например, в Москве по оценкам отдельных экспертов до 70% квартир приобретают иногородние, по данным www.irn.ru эта цифра несколько ниже и составляет в среднем порядка 30%. Но так или иначе, региональные миграции способны сформировать значительную часть спроса. Следовательно, при планировании и реализации строительно-инвестиционных проектов, особенно при масштабной застройке, необходимо понимать емкость и структуру миграционного спроса. Для достижения понимания в этих вопросах аналитический центр www.irn.ru провел масштабное исследование спроса на жилье в регионах, одна из частей которого была посвящена региональным миграциям

Так, согласно полученным данным, к наиболее характерным сделкам при покупке жилья в другом городе или регионе относится продажа нынешнего жилья с целью приобретения взамен него нового – на их долю приходится 37% сделок. На втором месте, стоят сделки по приобретению нового жилья в другом городе или регионе как основного, но без продажи нынешнего жилья – их доля составляет 27%. Третье место занимают сделки по приобретению дополнительного жилья в другом городе или регионе – 13,5%. 

Интересно рассмотреть эти данные в разрезе того, где в настоящее время проживают люди, планирующие переезд в другой город/регион или приобретение там дополнительного жилья. Доля тех, кто планирует продать нынешнее жилье и взамен купить новое в другом городе/регионе, колеблется от 26% до 46%. При этом минимальная доля людей, выбравших данный вариант ответа, приходится на жителей Москвы, а максимальная – на жителей Краснодара и Краснодарского края. 

По мнению сотрудников www.irn.ru, это связано с тем, что население Москвы, как одного из наиболее богатых и экономически развитых регионов России, имеет достаточно средств, чтобы купить новое жилье в другом городе/регионе без продажи уже имеющегося. Вот почему доля москвичей, планирующих приобрести жилье в другом городе/регионе, не используя при этом средства от продажи имеющегося жилья, составляет 26%, в отличие, например, от жителей Нижневартовска и Екатеринбурга, где доля таких людей составила 35-38%. 

Реклама
ЖК "Дом на Зорге". Скидки до 15%

Видовые квартиры с террасами. 4 вида дизайнерской отделки. Район с готовой инфраструктурой. Звоните!

от 16,7 млн руб.
Застройщик: СЗ Зорге25. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Стрешнево

Бизнес-класс у воды! 100% апартаментов с видом на воду. Редкие форматы. Скидка 15%.

от 12 млн руб.
Застройщик: АО СЗ МКСМ. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
ЖК Южные Сады. Скидки до 10%

Квартиры с отделкой от 8 млн ₽. Есть готовые квартиры с террасами. Двор-патио без машин. Рядом метро. Звоните!

от 8 млн руб.
Застройщик: СЗ Корона. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Бауманская

Камерный проект с акцентом на приватность. 15 минут пешком до двух станций метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 13,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Вектор движения. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Причальный

Ключи в день покупки! Квартиры с видом на Москву-реку. 7 минут пешком до метро «Шелепиха». Скидки до 20%.

от 15,5 млн руб.
Застройщик: АО СЗ ИНСПАЙР. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нагатинская

Ключи скоро! Квартиры бизнес-класса с видом на Москву-реку. 15 мин пешком до метро. Скидка 15%.

от 12,2 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Инвестиционное развитие. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нижегородская

Старт продаж новых корпусов! Проект комфорт-класса от Level. Увеличенная скидка 20% + дополнительные 3%.

от 9,2 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Нижегородская. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Академическая

Камерный проект в престижном районе с готовой инфраструктурой. Близость к центру. Увеличенные скидки до 20%!

от 14,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Академическая. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
ЖК Родные кварталы. Скидки до 10%!

Квартиры с отделкой и террасами в Москве. Дом у ручья. Закрытые дворы без машин. В окружении парков. Звоните!

от 5,7 млн руб.
Застройщик: СЗ ТИК. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Селигерская

Комфорт-класс с авторской архитектурой. 10 минут пешком до метро «Селигерская». Увеличенные скидки до 20%!

от 8,7 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Селигерский. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Южнопортовая

Уникальные виды на реку и парки! Более 60+ планировочных решений. 10 минут пешком до метро. Скидки до 20%!

от 7,5 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АПД. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.

Жители Краснодара и края, напротив, склонны продавать имеющееся у них жилье с целью приобретения нового в другом городе (46% респондентов выбрали данный вариант ответа). Это обусловлено следующим обстоятельством. Как показывают результаты упомянутого исследования региональных миграций и спроса на жилье, основная часть респондентов из южных регионов при переезде в другой город не планируют покидать юг России, то есть не планируют уезжать далеко. Таким образом, для этой доли людей переезд в другой город, как правило, не связан со сменой климатических и социально-экономических условий проживания. Поэтому этим людям нет смысла оставлять себе прежнее жилье, приобретая новое неподалеку. 

Доля же тех людей, кто планирует приобрести жилье в другом городе, но нынешнее также оставить себе, в зависимости от текущего места проживания людей колеблется от 22% до 30%. При этом минимальное значение соответствует опрошенным из Москвы и Краснодара и края, а максимальное – населению Нижневартовска и Екатеринбурга. 

По мнению специалистов www.irn.ru, это связано с тем, что москвичи, имея квартиру в Москве, в меньшей степени, нежели население иных регионов, склонны рассматривать в качестве постоянного места проживания какие-то другие города. Что касается Краснодара и края, то основная часть его жителей, как уже говорилось выше, планируют остаться в своем регионе, именно поэтому они по большей части не склонны иметь жилье в разных городах Краснодарского края или юга России. 

Иная ситуация наблюдается с жителями Нижневартовска и Екатеринбурга, которые по ряду причин могут рассматривать в качестве постоянного места проживания какие-то другие города, при этом не планируя продавать уже имеющееся у них жилье. Для жителей Нижневартовска основной причиной покупки жилья в другом городе может стать необходимость переехать в более комфортные природно-климатические условия, для жителей Екатеринбурга – какие-то иные причины. Тем не менее, Нижневартовск и Екатеринбург – богатые и экономически развитые регионы, где есть возможность найти высокооплачиваемую работу. В связи с этим, люди больше склонны сохранить там существующее жилье, чтобы иметь возможность вернуться или оставить там детей в экономически активном возрасте. 

Всего результаты исследования спроса на жилье в регионах, проведенного аналитическим центром www.irn.ru, составляют 6 томов общим объемом около 1000 страниц. Они включают в себя информацию о региональных миграциях, жилищных предпочтениях и ценовых ожиданиях мигрантов, потребительском поведении, а также включают в себя социально-демографический портрет целевой группы. Примечательно, что исследование проведено как в разрезе текущего места проживания мигрантов, так и в разрезе регионов, в которые миграции нацелены. Подробная информация о первой части исследования спроса на жилье в регионах – региональных миграциях представлена на сайте аналитического центра www.irn.ru.