За последние 5 лет обеспеченность парковочными местами проектов в премиальном сегменте в ЦАО Москвы в среднем снизилась на 35% с коэффициента 1,26 до 0,9. Такая тенденция в премиум-классе продиктована в том числе появлением и ростом спроса на сервис wallet-паркинга, который позволяет в 2 раза повысить эффективность используемой парковочной площади. Такие данные получили аналитики холдинга «РСТИ» и агентства Moscow Sotheby's International Realty по итогам анализа спроса и предложения с 2017 по 2022 год.

В ходе исследования эксперты выделили ТОП-5 новых премиальных проектов в центре Москвы, где идут продажи квартир, по обеспеченности парковочными местами. Лидирующие позиции заняли: ЖК «Лёвшинский 7» от Группы «ПСН», где коэффициент предложения парковочных мест – 2, ЖК Fantastic House от застройщика «ПОЛИНЕССО» с показателем 1,9 и три комплекса с коэффициентом обеспеченности машино-местами 1,8: проект ELEVEN от холдинга «РСТИ», ЖК «Лаврушинский» от компании Sminex и ЖК «Тургенев» от девелопера «Неострой».

«На сегодняшний день мы фиксируем рекордно малый объем вывода новых премиальных проектов на рынок в ЦАО. И в среднем снижается общий уровень обеспеченности объектов парковочными местами. Такая динамика объясняется несколькими причинами. Во-первых, половина из 19 проектов, которые вышли в продажу за последние 5 лет, являются апартаментами, где оснащенность машино-местами традиционно на порядок ниже, чем в жилых домах. Во-вторых, девелоперы стали на этапе разработки концепции закладывать в проекты сервис wallet-паркинга. Он позволяет за счет повышения эффективности использования имеющейся парковочной площади предоставлять места большему количеству жильцов. Поэтому у застройщиков нет необходимости увеличивать количество машино-мест для продажи», – комментирует Валерия Мороз, управляющий партнер Moscow Sotheby's International Realty.

В данном исследовании не учитывались высокобюджетные объекты, представляющие собой реконструкцию исторических зданий. «Девелоперы физически не имеют возможности обустроить в таких домах подземный паркинг, поэтому квартиры в таких проектах зачастую продаются только с гостевой наземной парковкой. Если учитывать их при расчёте средних показателей обеспеченности парковочными местами по рынку, то показатели будут еще ниже», – добавляет Валерия Мороз. Однако при условии, что эти проекты находятся в уникальных исторических локациях, покупатели жилья готовы мириться с ограниченным парковочным предложением и искать альтернативные варианты, например, сейчас пользуются спросом услуги личных водителей, элитного каршеринга и такси, а также wallet-паркинга.

За 5 лет качественно изменилось и предложение дополнительных услуг в паркингах премиальных проектов, и подход к ценообразованию стоимости машино-мест. Так, обязательным условием стало наличие станции зарядки для электрокаров, мойка для колес, обустроенная комната для отдыха водителей, автономно работающий Wi-Fi.

В продажу парковочные места в премиальных проектах, как правило, поступают, через 8-10 месяцев после старта продаж квартир. А цена их варьируется от 3,5 до 10 млн руб. «Стоимость машино-мест зависит от уровня, а также от расстояния до входа в сам комплекс: чем ближе к лифтам, тем дороже. Важен также размер машино-места – увеличенные лоты или семейные варианты продаются по специальным тарифам. Также на стоимость влияет близость расположения к гостевым местам, где трафик машин выше, особенно если в доме есть инфраструктура, доступная для посещения не только жильцам комплекса», – отмечает генеральный директор холдинга «РСТИ» (Росстройинвест) в Москве Алексей Туркин.

Все упомянутые проекты в продаже (декабрь 2022)