Четыре исторических здания бывших вагоноремонтных мастерских Московско-Александровской железной дороги со статусом объектов культурного наследия будут отреставрированы и интегрированы в общественные пространства города в квартале Republic. Общая площадь зданий составит 7 тыс. кв. м, сообщается в пресс-релизе девелопера концептуального бизнес- и премиум-класса Forma, который реализует проект.

Достопримечательное место – «Электромашиностроительный завод памяти революции 1905 года» на Пресненском Валу ведет свою историю с 1869 года, когда было принято решение о строительстве мастерских Московско-Александровской железной дороги. Комплекс зданий из характерного красного кирпича возводился в период железнодорожного «бума» конца XIX века и был окончательно сформирован в 1905-1910 гг. Остальные постройки завода возникали на протяжении всей его истории и имели утилитарный характер. Здания же цехов подверглись наименьшей трансформации и сохранились до наших дней. Их декор выполнен в характерном для подобных построек «кирпичном» стиле с использованием отдельных элементов древнерусской архитектуры, в частности сухариков карниза. Специалисты по реставрации восстановят и сохранят эти уникальные фасады и атмосферу внутренних интерьеров.

В основе «композиции» из четырех зданий – корпус для механического отделения и столярной мастерской, который вытянут вдоль путей железной дороги и обращен к ним главным фасадом. К его торцу с востока под прямым углом примыкает самый большой по площади машинный корпус. Еще два здания на западной части участка относились к малым мастерским и использовались преимущественно для мелкого ремонта подвижного состава. В то время как в больших цехах в восточной части осуществлялся серьезный ремонт, требующий применения механического оборудования.

Десятилетиями скрытая от глаз москвичей за забором, эта промышленная территория впитала атмосферу культурного и технического прогресса и теперь откроется всем горожанам благодаря одному из самых масштабных, столичных проектов редевелопмента Republic.

«С конца 2010 года в Москве развернута масштабная работа по сохранению объектов культурного наследия, и мы рады, что стали частью этой программы. Мы провели колоссальную подготовительную работу, чтобы максимально сохранить важные для истории города и, особенно Пресни, здания бывших паровозных мастерских на Пресненском валу. Если в начале ХХ века железные дороги были значительным импульсом для промышленного развития, то сегодня, я уверен, новый квартал на Пресне будет вырабатывать креативную энергию для современной Москвы», – рассказал Илья Чепрасов, руководитель девелоперской компании Forma.

Четыре объекта культурного наследия общей площадью почти 7 тыс. кв. м ждет реставрация и масштабная архитектурная интеграция в будущее Пресни. Все здания сохранят не только уникальные исторические фасады, но и интерьеры. После реставрации в каждом из них откроются центры, наполненные различными функциями, что создаст новый опыт взаимодействия с городом.
В двухэтажном цеху 1869–1880 гг. постройки, площадью более 3,3 тыс. кв. м разместится Московский гастрономический центр с этническими, экспериментальными и семейными ресторанами, пекарнями, кондитерскими, кофейнями, лавками кулинарных книг, винотекой и другими «вкусными» возможностями для отдыха и расширения кругозора. Его оригинальная концепция позволит совершить настоящее кулинарное путешествие. Московский гастрономический центр станет мощной точкой притяжения для всех горожан и местом, посвященным культуре еды, центром локальной гастрономии с продуктами местных производителей и деликатесами кухонь мира. Продолжением гастрономического путешествия в квартале будет Сборная площадь перед гастроцентром. Она станет любимым местом встреч жителей квартала и горожан, ведь трудно отказать себе в удовольствии выпить кофе из крафтовой кофейни на одной из веранд площади или попробовать новое национальное блюдо в одном из павильонов стрит-фуда. Помимо этого, Сборная площадь станет круглогодично насыщенной яркими городскими событиями площадкой: на ее территории будут проходит тематические фестивали, сезонные праздники, спортивные состязания, кинопоказы под открытым небом, концерты.

Во втором депо 1900-1907 гг. постройки, площадью более 3,2 тыс. кв. м разместится шопинг-аллея с бутиками и корнерами российских дизайнеров одежды и аксессуаров, а также камерный киноклуб с тематической программой.

Бывшее машинное отделение постройки 1880-1890 гг. площадью 2,2 тыс. кв. м займет территория детства. В краснокирпичных интерьерах откроется детский сад с инклюзивными площадками из натуральных материалов и творческими мастерскими. А в здании 1900-1907 гг. постройки площадью 1,6 тыс. кв. м разместятся термы с детской зоной.

«Новый городской квартал откроет москвичам ранее неизвестную часть исторического центра с его уникальными памятниками эпохи активной индустриализации. Мы открываем горожанам ту самую настоящую Пресню, откуда начинается этот район, возвращаем ее культовый статус. Теперь культурное наследие Пресни, которое тесно связано с такими именами, как Владимир Маяковский, Иосиф Бродский, Владимир Высоцкий, Петр Мамонов, обогатится новыми смыслами», добавил Илья Чепрасов.

Историческая справка:

Участок на Пресненском Валу, 27 имеет долгую историю. Территория изначально входила в состав владений села Кудрина, восточной границей которых служила трасса древней Тверской дороги. Его первым известным владельцем был князь Владимир Андреевич Серпуховской. В середине XVI в. часть этих земель была отведена ямщикам Тверской-Ямской слободы под пашню. В 1649 г. часть владений Ямской слободы отписана под городской выгон и с тех пор находилась в государственной собственности, а после губернской и городских реформ 1770-х гг. вошла в состав владений города Москвы. Во время железнодорожного бума 1860-х гг. Смоленское земство возбудило вопрос о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой. На это было получено согласие Александра II. Московская городская Дума также поддержала это решение и в 1867 г. решила отвести под станцию Москва участок городской земли, лежащий с внешней стороны Камер-Коллежского вала между его Тверской и Пресненской заставами. В 1869 г. были утверждены проекты станции Москва железной дороги «Москва – Смоленск». Кроме пассажирского здания, которое выходило на площадь Тверской заставы, к западу от него было спроектировано здание больших паровозных мастерских.

Актуальные проекты компании Forma (октябрь 2022)
ПроектРасположениеГКЦена за квартиру
Republic ПресняМосква, Центральный округ, район Пресненский, м. Белорусскаяот 18 515 100 руб.
ForstМосква, Южный округ, район Даниловский, м. Тульская4 кв. 2024 г.от 13 218 358 руб.
Источник данных: База недвижимости IRN.RU

Другие новости о проекте "Republic Пресня"