После кризиса 2014 года средняя площадь проданных квартир росла только в сегменте элитных новостроек Москвы. За пять лет новые элитные квартиры, которые приобретали в Москве, в среднем стали на 75% больше. В то же время в остальных сегментах рынка покупатели стали выбирать квартиры поменьше, говорится в сообщении компании «Метриум».

В последнее десятилетие на московском рынке новостроек клиенты были склонны приобретать квартиры всё меньшей площади. Исключением стал только элитный сегмент, где наблюдалась обратная тенденция – средняя площадь приобретённой квартиры увеличивалась.

В 2015 году этот показатель составил 121,5 кв. м, но в последующие годы он устойчиво рос , достигнув в 2020 году 212,4 кв. м. Таким образом, за пять лет средняя приобретенная квартира в элитной новостройке увеличилась на 75% или на 90 кв. м.

В других сегментах, напротив, клиенты стали приобретать квартиры поменьше. Так, в эконом-классе средняя площадь проданного жилья уменьшилась с 67,6 кв.м. до 51,2 кв.м. (–24%), в комфорт-классе – с 68,7 кв. м в 2013 году до 54,4 кв.м в 2020 году (–12%) . В бизнес-классе этот показатель уменьшился с 95 кв. м. в 2013 году до 60,9 кв. м. в 2020 году (–36%). В новостройках премиум-класса покупатели также стали приобретать жилье меньших размеров, чем раньше. Если в 2013 году средняя площадь проданной квартиры в этом сегменте рынка новостроек составляла 131,5 кв. м, то в 2020 году она сократилась до 106 кв. м (–19%). Средняя же площадь всех квартир сократилась на 34% с 88 кв. м до 57,8 кв. м.

«Тенденция к увеличению площади сделки в элитном сегменте при снижении в других вполне логична для посткризисного периода, – считает Анна Раджабова, директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» (участник партнерской сети CBRE). – В это время усиливается социальное расслоение, доходы значительной части населения сокращаются, а обеспеченные слои стараются вложиться в недвижимость с инвестиционными мотивами. Элитные квартиры становятся хорошей инвестицией в период рецессии, когда стоимость других активов волатильна, а риски растут. Элитное жилье в центре Москвы с этой точки зрения более надежный актив. Соответственно, выгодно приобретать объекты с большой площадью – так можно конвертировать большие суммы средств в недвижимость».

Проекты в центральной части Москвы и по соседству

Центр Москвы Китай-город, Кузнецкий мост, Лубянка, Охотный ряд, Площадь Революции, Театральная, Центр Москвы
ПроектРасположениеГКЦена за квартиру
Titul на СеребряническойМосква, Центральный округ, район Таганский, м. Китай-город4 кв. 2020 г.от 24 607 548 руб.
NV/9 ARTKVARTALМосква, Центральный округ, район Таганский, м. Китай-город2 кв. 2019 г.от 77 525 964 руб.
LOFTECМосква, Центральный округ, район Басманный, м. Бауманскаяот 18 699 062 руб.
Резиденция СокольникиМосква, Восточный округ, район Сокольники, м. Рижская4 кв. 2022 г.от 8 279 394 руб.
Kazakov Grand LoftМосква, Центральный округ, район Басманный, м. Курская4 кв. 2022 г.от 8 890 707 руб.
SOHO+NOHOМосква, Северный округ, район Беговой, м. Белорусская4 кв. 2020 г.от 10 284 500 руб.
Басманный,5Москва, Центральный округ, район Басманный, м. Красные воротаСданот 14 025 600 руб.
ВолгаМосква, Центральный округ, район Красносельский, м. СухаревскаяСданот 15 000 000 руб.
Пресня СитиМосква, Центральный округ, район Пресненский, м. Улица 1905 годаот 15 606 600 руб.
DialogМосква, Центральный округ, район Красносельский, м. Комсомольская4 кв. 2021 г.от 15 873 889 руб.
Источник данных: База недвижимости IRN.RU
Показать все

Застройщики адаптировали предложение к запросам покупателей, которые становились все более скромными. Средняя площадь всех экспонируемых квартир сократилась с 89,8 в 2013 году до 68,1 в 2020 году (–24%). В комфорт-классе за тот же период показатель сократился с 64,3 кв.м. до 56,5 (–12%). В бизнес-классе средняя площадь продаваемой квартиры уменьшилась с 98 кв.м. до 76,5 кв.м (–22%), в премиум-классе – с 132 кв.м. до 107 кв.м. (–19%). В элитном сегменте предложение практически не изменилось – если в 2015 году застройщики продавали в квартиры со средней площадью 162,9 кв.м, то в 2020 – 160,6 кв.м (–1%).

В «Метриум» отмечают, что почти во всех сегментах средняя площадь проданной квартиры меньше экспонируемой. Так, в 2020 году в среднем по рынку чаще всего приобретают квартиру площадью 57,8 кв. м, тогда как застройщики предлагают 68,1 кв. м. В комфорт-классе запросы клиентов и предложения девелоперов совпадают больше других – средняя площадь проданной квартиры – 54,4 кв.м., а продаваемой – 56,5 кв.м. В бизнес-классе средняя площадь реализованной квартиры составила 60,9 кв. м, а застройщики предлагают в среднем 76,5 кв. м. В премиум-классе спрос и предложение почти совпадают – чаще всего приобретается жилье площадью 106 кв. м, а продается – 107 кв. м. Наконец, в элитном сегменте застройщики предлагают квартиры не такой большой площади, как чаще всего приобретают клиенты. В 2020 году средняя площадь проданной квартиры составила 212 кв. м, а предлагаемой – 160,6 кв. м.

«Почти во всех сегментах средняя площадь экспонируемых квартир выше, чем у фактически реализованных, – комментирует Анна Раджабова. – Это значит, что цены растут быстро, а финансовые возможности клиентов не увеличиваются. Однако процесс сокращения средних площадей имеет разумные пределы – в какой-то момент покупатели начнут переключаться на более доступные локации, где за тот же бюджет они смогут приобрести более просторное жилье. К примеру, мы можем наблюдать отток покупателей из Москвы в ТиНАО, а также Подмосковье, где квадратный метр дешевле».