Компаниям-застройщикам крайне важно вовремя заключать договоры с поставщиками коммунальных ресурсов и внимательно следить за состоянием приборов учета. В противном случае им придется расстаться с суммами, насчитывающими миллионы и даже миллиарды рублей. В случае нарушений ресурсоснабжающие организации могут наложить санкции, которые ставят потребителя на грань банкротства.

Чтобы обеспечить потребителей водой, теплом и светом, здание необходимо присоединить к источникам ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающей организацией (РСО), то есть осуществить технологическое присоединение. На практике новостройки подключают к коммунальным сетям еще до ввода в эксплуатацию. Обычно это происходит на последнем этапе строительства, и от момента подключения к сетям до фактического ввода в эксплуатацию может пройти полгода и даже больше. Все это время застройщик должен напрямую работать с поставщиками коммунальных услуг и платить им.

Застройщик заключает договоры с РСО для нужд строительства. Это могут быть временные договоры электроснабжения, теплоснабжения для пусконаладочных и отделочных работ. Важно вовремя – незамедлительно после начала поставки ресурса на постоянной основе – заключить долгосрочные договоры с поставщиками ресурсов. Иначе ресурсоснабжающие организации могут наложить серьезные санкции.

Одним из главных рисков является взыскание бездоговорного/безучетного потребления воды, тепловой или электрической энергии. Почему именно этому вопросу необходимо уделять особое внимание? Ответ лежит на поверхности – действующее законодательство предусматривает за бездоговорное потребление санкции, зачастую носящие губительный характер, могущий поставить потребителя перед лицом банкротства. Поскольку сумма, подлежащая оплате, определяется не по приборам учета, а расчетным методом по максимальной проектной мощности.

В чем разница

Для начала нужно понять, что же такое «бездоговорное» и «безучётное» потребление. По общему правилу, бездоговорным считается потребление ресурса в результате самовольного подключения энергопринимающих устройств потребителя к объектам сетевого хозяйства. Или - потребление при отсутствии договора, заключенного в установленном порядке.

При безучетном потреблении действующий договор есть, но нарушается порядок учета потребленного ресурса. И несанкционированное вмешательство потребителя в работу приборов учета – это важный фактор.

Однако с точки зрения последствий, бездоговорное или безучетное потребление воды или тепловой энергии ничем не отличаются друг от друга - наказание все равно будет одно и то же.

А вот в части электроэнергии разница есть. Объем безучетного потребления определяется расчетным путем исходя из максимальной мощности принимающих устройств. А при бездоговорном потреблении - исходя из пропускной способности вводного устройства. В результате подобного расчёта появляются данные не о том, сколько могло быть потреблено электроэнергии, а о том, сколько электроэнергии могло быть передано.

Кроме того, в отличие от бездоговорного потребления, при безучётном у потребителя заключен договор, обеспечивающий поставку электроэнергии с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией). И взысканием стоимости безучетного потребления с потребителя занимается именно гарантирующий поставщик, а не сетевая организация.

Таким образом, мы можем увидеть главное существенное отличие между ними, а именно, наличие договора. При безучетном потреблении одна из сторон заключенного договора отступает от его существенных условий, при бездоговорном потреблении же договор вовсе отсутствует.

Бездоговорное потребление возможно, например, в случае, когда управляющая организация берет в управление многоквартирный дом и не заключает договор на поставку коммунального ресурса.

Также бездоговорным потреблением будет являться случай, когда новый собственник объекта недвижимости не заключает новый договор технологического присоединения, полагая, что сети уже ранее были присоединены и переоформление документов не требуется.

Безучетное потребление возможно в одном из случаев, когда собственник в пределах зоны своей ответственности умышленно или по неосторожности повреждает прибор учета.

Как защититься при проверках и в суде

Чтобы зафиксировать нарушения, поставщики ресурсов проводят проверки и составляют акты о безучетном или бездоговорном потреблении ресурсов. Потребителю необходимо сразу после подписания акта проверки получить на руки его копию со всеми фото- и видеоматериалами: это защитит от рисков составления РСО нового акта или внесения новых данных.

Бывает случаи, когда в ходе проверки и составлении акта гарантирующий поставщик или сетевая организация допускают существенные ошибки, которые чреваты решением суда не в их пользу.

Например, поставщик не смог доказать фактическое использование сетей ответчиком без договора или без учета. Или поставщик не уведомил должным образом потребителя о дате и времени составления акта о неучтенном потреблении или проведения проверки. Суду не понравится, если на фото- или видеоматериалах невозможно установить, кто участвовал в проверке, непонятны данные приборов учета.

Кроме того, в обзоре судебной практики от 22.12.2021, который утвердил президиум Верховного суда РФ, говорится, что если гарантирующий поставщик и сетевая организация сами не соблюдали порядок ввода прибора учета в эксплуатацию, его опломбирования и последующей регулярной проверки, то за их бездействие не должны отвечать добросовестные абоненты.

Минус полтора миллиарда рублей

Яркой иллюстрацией того, как можно пострадать из-за отсутствия необходимых документов, стала история, случившаяся в 2012 году. Застройщик заключил договор с гарантирующим поставщиком электроэнергии для строительства жилого квартала. Через два года возникла необходимость подключить к электричеству новые точки, и поставщик направил проект нового договора. Застройщик не хотел заключать новый договор и просил внести изменения в подписанные ранее документы. Только в 2016 году эти изменения были внесены. Формально договор на этот период не был заключен, и сетевая организация составила акты о бездоговорном потреблении электроэнергии. Стоимость энергии и проценты составили в общей сложности около 1,5 млрд. рублей. Застройщику в судах так и не удалось доказать, что у него были договорные отношения, сумма была взыскана в полном объеме.

Так что лучшей защитой от претензий поставщиков станет законопослушное поведение потребителя. Если же у него были исправно работающие и проверенные приборы учета, если в срок отправлялись показания, если он вовремя предупреждал о поломках счетчиков и сам их ремонтировал, а на руках у него – договор, который педантично исполнялся, то доказать факт нарушений будет крайне затруднительно.