Сегодня невозможно представить новостройку без паркинга, особенно в Москве. Большинство строительных компаний, работающих в столице, предпочитают делать подземные паркинги. Для покупателя машино-место под землей – дорогое удовольствие, как минимум приходится выкладывать полтора-два миллиона рублей. Никто не обязывает клиента совершать такую покупку, это всегда его выбор. Но куда деваться, если дворы массово становятся свободными от транспорта? Впрочем, застройщики часто идут навстречу – за одновременное приобретение квартиры и машины предлагают скидки.
Для современных новостроек наличие паркинга, безусловно, обязательно, причем вне зависимости от сегмента, комментирует Игорь Сибренков, коммерческий директор ГК «Основа». При этом количество машино-мест определяется классом проекта, количеством запроектированных квартир и квартирографией, а также диктуется определенными градостроительными нормами. В Москве, например, действуют свои нормативы градостроительного проектирования».
Методика, которую содержат московские градостроительные документы, довольно сложная, минимальный порог, который они определяют - не менее 320 машино-мест на 1000 человек. Елизавета Севастьянова, коммерческий директор Tekta Group, считает, что, проектируя подземный паркинг в мегаполисах и крупных городах, девелоперам следует предусмотреть коэффициент не менее 0,5 машино-места на одну квартиру.
Для большей простоты эксперты предлагают ориентироваться на класс жилого комплекса. Как объясняют в департаменте проектного консалтинга Est-a-Tet, в жилых комплексах комфорткласса обязательно предусматривается наземный паркинг из расчета не менее 0,2 машино-места на квартиру. В более дорогих сегментах уже требуется подземный паркинг с лифтами при соотношении не менее 0,2 м/м на квартиру для ЖК бизнес-класса, не менее 1,5 м/м для проектов уровня премиум и не менее 2 м/м, а желательно 2-3 м/м для элиты.
Но решающее слово – какой именно паркинг построить и какие сервисы в нем предусмотреть - всегда за застройщиком.
Как утверждают эксперты, опрошенные редакцией портала «Индикаторы рынка недвижимости», большинство девелоперов предпочитает строить подземные паркинги. По мнению Владимира Щекина, совладельца группы «Родина» (девелопер жилого культурно-образовательного кластера Russian Design District), такой подход позволяет максимально эффективно использовать прилегающее пространство жилого комплекса и организовать сквер, парк, зону отдыха, построить объект социальной или коммерческой инфраструктуры. «Наземный паркинг это пространство «съедает», снижая ликвидность проекта», - считает эксперт.
Статистика, которую приводит Est-a-Tet, подтверждает эти тезисы. По данным за март 2022 года, в границах «старой» Москвы жилые дома с подземным паркингом занимали основную долю рынка – 93%. На проекты, в которых предусмотрен наземный паркинг, приходится около 7%. На территории Новой Москвы это соотношение составляет 57% (ЖК с подземными паркингами) к 43% (с наземными).
Как объясняет Игорь Сибренков (ГК «Основа»), стоимость машино-мест зависит от уровня спроса, предложения, себестоимости строительства. В каждом конкретном случае цена также определяется стадией строительства, типом паркинга и расположением в самом паркинге. Более дорогие машино-места, например, в подземном паркинге будут располагаться ближе к выезду и лифтам в жилую зону. Имеет значение и площадь машино-места. Сегодня девелоперы предлагают на выбор покупателей несколько вариантов: стандартные, зависимые или «семейные» - рассчитанные сразу на два автомобиля.
По информации руководителя аналитического центра «Инком-Недвижимость» Дмитрия Таганова, в массовом сегменте средняя стоимость места в подземном паркинге составляет от 1,5 млн рублей до 2 млн рублей (минимальная – 700 тыс. рублей), в премиальных проектах - 5 млн рублей. В новостройках бизнес-класса «старой» Москвы, по данным Дмитрия Железнова, коммерческого директора «Кортрос-Москва», этот показатель составляет порядка 3,2 млн рублей.
В пресс-службе ГК «Инград» приводят сходные цифры: диапазон средней стоимости подземного машино-места в комфортклассе составляет 1,5-2,5 млн руб., в бизнес-классе – 3-3,5 млн руб., в высокобюджетных сегментах предлагают машино-места по цене от 4 млн рублей.
Так же, как и квартиры, паркинги заметно подорожали за последний год. В ГК «Инград» считают, что цены выросли примерно на 30-40%, в компаниях «Основа» и Tekta Group говорят о 15-16-17%.
Как менялся диапазон цен на паркинги за год, см. в таблице ниже.
Старая Москва
Подземный паркинг | Наземный паркинг | |
---|---|---|
2021 | 0,7 - 10,0 млн руб. | 0,5 - 6,5 млн руб. |
2022 | 1,0 - 15,0 млн руб. | 0,7 - 7,5 млн руб. |
Источник: Est-a-Tet
Новая Москва
Подземный паркинг | Наземный паркинг | |
---|---|---|
2021 | 0,4 - 1,5 млн руб. | 0,2 - 1,5 млн руб. |
2022 | 0,8 - 2,3 млн руб. | 0,9 - 2,1 млн руб. |
Источник: Est-a-Tet
Побудительных мотивов к покупке места в паркинге у покупателей несколько. Конечно, куда приятнее и спокойнее, когда машина в тепле и под охраной, особенно в свете разговоров последнего времени об угонах и разборках авто на запчасти и «комплектующие». Кроме того, становится все сложнее найти место около дома, и, наконец, к решению обзавестись машино-местом подводит и концепция «двор без машин», которая делает невозможным приткнуть автомобиль куда-нибудь к краю детской площадки.
Часть экспертов отмечает повышенный спрос на паркинги, который и привел к росту цен, они связывают это с покупательским бумом на первичном рынке жилья. Дмитрий Железнов («Кортрос-Москва»), считает, что в сегменте бизнес-класса спрос был относительно стабилен на протяжении последних двух-трех лет. «Думаю, что это обусловлено как растущим количеством автомобилей, так и тем, что покупатели в полной мере оценили удобство подземных паркингов», - заключает эксперт.
Обычно продажи машино-мест в новостройках открываются за полгода-год до получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Паркинги могут распродаваться довольно долго, как утверждает Дмитрий Таганов («Инком-Недвижимость»), в ЖК массового сегмента к моменту продажи всех квартир нереализованными остаются от 50% до 80% машино-мест, в элитных проектах раскупаются все подобные объекты.
Елизавета Севастьянова (Tekta Group) говорит, что клиенты компании наиболее активно покупают машино-места в начале их реализации, по сути на открытии продаж паркинга. По мере повышения готовности объекта наблюдается некоторое снижение покупательского спроса, который вновь усиливается после ввода паркинга в эксплуатацию (если остаются свободные машино-места).
«Мы также наблюдаем, что покупатели приобретают машино-места в паркинге спустя время. То есть когда уже получили ключи от квартиры, сделали ремонт и поняли, что наличие собственного машино-места в паркинге все же необходимо, и в 95% случаев возвращаются к вопросу покупки», - дополняет Алексей Лухтан, директор по маркетингу и продажам компании Lexion Development.
Конечно, выгоднее приобретать машино-места на начальных этапах, потому что по мере строительства паркинга цена растет. Часто покупатели совмещают покупки – одновременно приобретают и машину, и квартиру. Как замечает Алексей Лухтан, это снижает общую сумму сделки, так как в большинстве случаев застройщик предлагает покупателю скидки при подобных единовременных покупках.
Так, до 15 апреля скидку в 100 тысяч рублей можно получить в проектах «Level Мичуринский», «Level Нагатинская», «Level Стрешнево», «Level Причальный».
По наблюдениям Сергея Нюхалова, заместителя директора по продажам ГК «Гранель», среди тех, кто приобретает парковки, больше всего семейных покупателей, в том числе с детьми. В этом случае нередко в семье две машины, и тогда клиенты покупают сразу два места для своих автомобилей.
Как отмечает Елизавета Севастьянова (Tekta Group), из года в год формат паркинга совершенствуется. Это уже не просто «стоянка», а дополнительная инфраструктура, которая отапливается, охраняется, оснащается системами вентиляции, противопожарной безопасности и удобной навигацией. Некоторые девелоперы проектируют помещения под автосервисы или компактные мойки, предусматриваются места для электромобилей с возможностью установки зарядных станций, внедряются RFID-метки для считывания номеров машин и беспрепятственного въезда в паркинг.
Например, в квартале на набережной Now (метро «Технопарк») запроектировано 800 машино-мест на -1 этаже комплекса. Особое внимание уделено дизайну парковочного пространства, в отделке стен используются контрастные цвета, в отделке пола – керамогранит. В квартале бизнес-класса Now стоимость машино-места начинается от 3,1 млн рублей, а минимальная площадь составляет 13,3 кв. м.
В небоскребах бизнес-класса Eniteo, которые строятся на границе с Академическим районом, запроектировано 423 машино-места. Их стоимость начинается от 2,8 млн рублей, минимальная площадь составляет 13,7 кв. м. В квартале бизнес-класса Ever на улице Обручева стоимость парковочного места начинается от 2,3 млн рублей при минимальной площади 13,5 кв. м.
В комплексе апартаментов бизнес-класса Baires (метро «Стрешнево) предусмотрен одноуровневый подземный паркинг на 129 машино-мест. По данным Est-a-Tet, к реализации представлены машино-места площадью 13,25 кв. м. Стоимость начинается от 1,6 млн руб.
В реализуемых компанией «Кортрос» ЖК Headliner (МЦК «Шелепиха») и iLove (метро «Алексеевская») предусмотрены подземные паркинги на 1,7 и 1,3 тыс. парковочных мест соответственно. Средняя цена машино-места в ЖК Headliner – 4,1 млн рублей. В ЖК iLove - 2,1 млн рублей.
В комплексе премиальных апартаментов Red7 от ГК «Основа» в центре Москвы на Садовом кольце построен четырехуровневый подземный паркинг на 284 машино-места, а общее количество апартаментов в доме составит 289 шт. Для разработки дизайна интерьера пригласили известного голландского дизайнера Сабин Марселис. Стоимость машино-места в Red7 варьируется от 4,8 млн до 8 млн рублей.
В квартале апартаментов бизнес-класса MainStreet на западе Москвы на пересечении Кутузовского проспекта и Рублевского шоссе, который будет введен в эксплуатацию уже во втором квартале 2022 года, предусмотрено 562 апартамента. При этом в двухуровневом подземном паркинге запроектировано 236 машино-мест, стоимость которых сегодня начинается от 2,6 млн рублей.
Также подземные паркинги предусмотрены в семейном эко-квартале Very у Ботанического сада и в ЖК «Uno.Старокоптевский» на севере Москвы. В Very запроектировано 631 машино-место. В «UNO.Старокоптевский» на выбор резидентов представлено 307 квартир и 93 машино-места в подземном паркинге.
Новые проекты ГК «Основа», которые компания вывела в марте этого года, также обеспечены подземными паркингами. Так, в комплексе апартаментов «ФизтехСити» на северо-востоке Москвы в 8 минутах ходьбы от будущей станции метро «Физтех» запроектировано 488 апартаментов, а также подземный паркинг на 78 машино-мест. В комплексе апартаментов Nametkin Tower в районе Черемушки для резидентов 2314 апартаментов построят двухуровневый паркинг на 670 машино-мест.
При этом паркинги будут оборудованы системами видеонаблюдения, автоматическим контролем доступа и системой распознавания номеров. А для максимального комфорта жителей предусмотрены подъем грузопассажирского или пассажирского лифта на все жилые этажи.
В ЖК бизнес-класса MyPriority Basmanny (метро «Бауманская») от ГК «Гранель» машино-места размещаются на двух подземных уровнях. В ассортименте есть стандартные места, увеличенные, а также семейные, рассчитанные на два автомобиля. Стоимость машино-мест начинается от 2 млн руб.
В жилом комплексе бизнес-класса «Румянцево-Парк» в Новой Москве от компании Lexion Development предусмотрен двухуровневый подземный паркинг на 1748 машино-мест. Габариты машино-мест: 5,3 x 2,5 м. Из подъезда на парковку - прямой доступ на лифте. Паркинг отапливаемый, под круглосуточной охраной и видеонаблюдением. Помимо парковочных мест, предусмотрены кладовые помещения, шиномонтаж и мойка. По периметру всех трех домов имеется гостевой паркинг на 600 машино-мест. Дворы «Румянцево-Парк» изолированы от машин. Машино-места в подземном паркинге ЖК «Румянцево-Парк» стоят от 1 млн руб. до 1,8 млн руб.
В культурно-образовательном кластере Russian Design District в Новой Москве, который относится к бизнес-классу, одно парковочное место продается за 1,48 млн рублей. Площадь машино-места около 13,25 кв. м, то есть это достаточно большое пространство.