Покупатели на вторичном рынке достаточно активны – благодаря обвалу рубля, снижению цен на жилье и постепенной адаптации к «новой экономической реальности». Но при этом никуда не спешат. Сроки экспозиции квартир достигли максимумов, рассказали редакции IRN.RU представители ведущих риелторских агентств московского региона.

Спрос

Согласно официальной статистике, в феврале спрос на вторичные квартиры в Москве вырос на 47% относительно января 2016 г.: столичное управление Росреестра зарегистрировало 8824 перехода прав на недвижимость против 6001 в январе. В годовом выражении показатель снизился на 17%: в феврале 2015 г. Росреестр зафиксировал 10637 новых прав.

Данные риелторских агентств еще более благоприятные: во всех компаниях, опрошенных www.irn.ru, спрос вырос не только в месячном, но и в годовом исчислении. Например, в «ИНКОМ-Недвижимости» количество обращений граждан за консультациями по вопросам купли-продажи жилья (потенциальный спрос) в феврале увеличилось на 27,9% по сравнению с предыдущим месяцем, а реальный спрос вырос на 74,2%. Относительно февраля 2015 г. количество договорных обязательств о проведении сделок увеличилось на 19,2%. Потенциальный спрос, правда, снизился – на 3,8%. По данным компании «Азбука Жилья», потребительская активность на вторичном рынке «старой» Москвы в прошлом месяце увеличилась на 40,4% относительно января 2016 г., на 77,0% относительно декабря 2015 г. и в 1,3 раза - в годовом выражении. В компании «МИЭЛЬ» спрос вырос почти в два раза по сравнению с декабрем 2015 г., «который был достаточно активным», отмечает Александр Москатов, управляющий директор брокерского департамента «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости».

Впрочем, сами риелторы склонны списывать большую часть февральского успеха на технические причины. «Не надо заблуждаться: столь существенный прирост (спроса в феврале относительно января – прим. ред.) объясняется, прежде всего, продолжительным каникулярным периодом в январе», - подчеркивает директор департамента вторичного рынка компании «ИНКОМ-Недвижимость» Сергей Шлома. Директор департамента консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья» Екатерина Артемова в свою очередь отмечает, что рост потенциального спроса в годовом выражении был обусловлен низкой базой начала прошлого года, когда активность клиентов резко упала из-за повышения ипотечных ставок, а также цен на жилье в связи с девальвацией рубля.

В целом, причинами роста покупательской активности в феврале стали реализация отложенного спроса, валютные катаклизмы в начале года, а также сохранение тренда на снижение стоимости жилья, отмечает Александр Москатов.

В Подмосковье, по данным «Корпорация риелторов «Мегаполис-Сервис», спрос на «вторичку» в феврале вырос на 28% по сравнению с январем, тем самым отыграв январское падение. По словам Сергея Власенко, президента корпорации, в феврале уровень спроса примерно соответствовал показателям сентября-октября 2015 г. Количество авансов от покупателей в феврале увеличилось на 32%. «Но и здесь, несмотря на такие впечатляющие цифры, можно говорить лишь о восстановлении рынка после серьезного январского падения», - говорит Власенко.

В этой связи эксперты Корпорации риелторов «Мегаполис-Сервис» пришли к выводу, что в начале нынешнего года влияние внешних факторов на вторичный рынок недвижимости Московской области заметно уменьшилось. «На протяжении практически всего 2015 г. цены на нефть и курс национальной валюты по отношению к доллару практически без лагов с определенными временными промежутками оказывали влияние на рынок недвижимости. Теперь же этого практически не происходит. Так, в январе и феврале поведение покупателей и продавцов недвижимости полностью соответствовало тому, что мы наблюдали в прошлые годы, в том числе и не кризисные. Судите сами: январь 2016 г. стал провальным для рынка, в феврале началась его активизация. Это можно было легко предсказать и два года, и три, и пять лет назад. Иными словами, поведенческие факторы рынка вновь становятся предсказуемыми, а сам рынок вполне адаптировался к новым условиям и реалиям», - считает Власенко.

По мнению Екатерины Артемовой, в краткосрочной перспективе активность покупателей будет зависеть от уровня ипотечных ставок на вторичном рынке и ситуации с льготной ипотекой – на первичном. В случае повышения ключевой ставки ЦБ РФ, что приведет к удорожанию коммерческой ипотеки, и/или серьезного улучшения условий получения ипотеки с субсидированной ставкой ситуация на вторичном рынке окажется примерно такой же, как в первой половине 2015 г. А если этого не произойдет, разрыв между спросом на первичном и вторичном рынке, образовавшийся в 2015 г., будет медленно сокращаться, полагает Артемова.

Предложение

Некоторая активизация спроса в последние месяцы позволила компании «ИНКОМ» реализовать к настоящему времени большинство ликвидных объектов, находившихся в эксклюзивной базе данных. С ноября прошлого года, когда в базе компании было максимальное количество объектов, их количество сократилось на 10,4%, а в целом на рынке объема предложения за этот период сократился на 6,4%, рассказывает Сергей Шлома.

«После затянувшегося периода привыкания к изменившимся рыночным реалиям граждане перешли к решительным действиям – в том числе подстегнутые очередным обвалом рубля в декабре-январе, и в итоге с рынка было вымыто значительное количество объектов, которые до этого не находили своего покупателя. Качественные ликвидные предложения «уходят» - это факт. Неликвид, в том числе, объекты, стоимость которых не соответствует ценовым ожиданиям потребителей, остаются невостребованными», - отмечает Шлома.

Тем не менее в годовом выражении предложение на вторичном рынке «старой» Москвы увеличилось на 8,9%, по данным «Инкома». «Пересвет-Инвест» оценивает рост показателя в 30,5%.

«Азбука Жилья» также зафиксировала рост объема предложения по сравнению с началом прошлого года, но только на 2,2% - в среднем по рынку. Всего в феврале 2016 г. на вторичном рынке «старой Москвы» без учета элитной недвижимости экспонировалось почти 3,01 млн кв.м. жилья, подсчитали в компании. 38,2% выставленных на продажу квартир относится к экономклассу, 42,7% - к комфорту и 19,1% - к бизнес-классу. Больше всего, по данным компании, за год выросло предложение экономкласса, в рамках 10%, а предложение бизнес-класса сократилось примерно на 6%. «Объясняется такое изменение довольно просто: продавцы более дорогих сегментов, скорее всего, сняли часть объема предложения из-за значительно сократившейся возможной прибыли», - говорит Екатерина Артемова.

По сравнению с январем 2016 г. количество столичных квартир в продаже увеличилось на 3% - до 46,2 тыс. штук, по информации компании «МИЭЛЬ». Доля нового предложения (объектов, впервые выставленных на продажу в отчетном месяце) составила 20,5%. В сегменте экономкласса предложение увеличилось на 3,6%, комфорткласса – на 2,5%, бизнес-класса – на 2,8%.

По данным «Миэля», на вторичном рынке Подмосковья в феврале было выставлено на продажу 46,805 тыс. объектов – на 4,5% больше, чем в январе. Согласно подсчетам «Мегаполис-Сервиса», показатель увеличился только на 1,01% относительно января. При этом количество новых объектов на рынке выросло на 15,7%. «Это соответствует уровню декабря 2015 г. и также компенсирует снизившиеся темпы выхода объектов на рынок в январе», - отмечает Сергей Власенко.

«Рост объема предложения на вторичном рынке Москвы и Подмосковья традиционен. В январе объем предложения уменьшается на фоне двух факторов. Во-первых, в декабре покупательская активность обычно увеличивается, так как многие стараются завершить сделки в уходящем году. Во-вторых, на время январских каникул часть продавцов временно снимает объекты с продажи. В феврале объем предложения постепенно начинает восстанавливаться», - поясняет Александр Москатов.

Цены и скидки

Активизация покупателей не привела к росту цен. Наоборот, квадратный метр в феврале подешевел со 173 112 до 171 114 рублей по индексу IRN.RU, главным образом в связи с постепенным отказом части продавцов от индексации цен по доллару при его новых максимумах начала года и пересчетом валютных курсов – см. «Обзор рынка недвижимости по итогам февраля 2016 года».

При этом значительные скидки остаются ключевым условием продажи жилья: по данным «ИНКОМ-Недвижимости», 81% февральских продаж прошли с дисконтом. Но средний размер скидки все-таки немного снизился. Если в январе он составлял 9,2%, то в феврале – уже 8,8%.

«Учитывая развитие негативной ситуации на рынке в течение последних полутора лет, а также рост привлекательности для потенциальных покупателей покупки квартир в новостройках по льготной ипотеке, ранее продавцы вторичного жилья были вынуждены постоянно снижать цены на свои объекты и увеличивать размер дисконта в рамках от 5-10% до 25% от заявленной цены. Однако начиная с 2016 г. продавцы сменили подход к ценообразованию. Уровень дисконта начал постепенно снижаться, поскольку ценообразование стало более адекватным сложившейся ситуации и, соответственно, более приземленным. В особенности такая тенденция наблюдается в массовых сегментах недвижимости эконом- и комфорткласса. То есть если ранее продавцы не хотели учитывать сложившиеся условия на рынке, то сегодня они стали гораздо более сговорчивы, надеясь уменьшить срок экспозиции своих объектов», - поясняет Екатерина Артемова.

Размер скидки на конкретную квартиру зависит от характеристик и стоимости объекта, а также от того, насколько быстро собственник хочет его продать. «В Москве в последнее время срок экспозиции во многом зависит от предлагаемого дисконта. Чем больше цена квартиры, тем больше и скидка. В среднем на квартиры бюджетом до 8 млн рублей дают скидку 300-500 тыс. рублей. При стоимости выше 8 млн рублей (комфорт и бюджетный бизнес-класс) скидки могут дойти и до 1 млн рублей», - рассказывает директор по маркетингу ЗАО «Пересвет-Инвест» Ирина Кирсанова.

Что покупают?

Хотя в феврале спрос вырос на квартиры всех ценовых категорий - от экономкласса до «элитки», наиболее заметно активизировались покупатели, планировавшие приобрести квартиру стоимостью от 15 до 50 млн рублей, говорит Александр Москатов. Однако, вне зависимости от класса, в первую очередь продавались наиболее качественные объекты с максимально привлекательной ценой.

Средний чек покупки квартиры на вторичном рынке Москвы в феврале, по данным «Миэль», составил 10,5 млн рублей.

Конечно, стабильным спросом пользуются также самые дешевые предложения, добавляет Ирина Кирсанова. В Москве это квартиры небольших метражей в старых панельных домах, стоимостью 4,5-5 млн руб. Кроме того, покупателей интересуют однокомнатные квартиры с хорошими планировками в современных панельных домах либо в добротных кирпичных, расположенных в престижных спальных районах севера и запада Москвы. «Бюджет данных покупок - 7,5-8 млн. рублей. Так как цены на вторичном рынке в последнее время снизились, за данную сумму можно найти однокомнатную квартиру в довольно престижном районе – Сокол, Щукино и т.д.», - добавляет Кирсанова.

При этом, надо отметить, покупатели совсем не спешат с заключением сделок. По данным компании «ИНКОМ-Недвижимость», в феврале 2016 г. срок экспозиции квартир достиг 100 дней, максимального значения за всю историю наблюдений, с 2012 г. По сравнению с январем 2016 г. показатель увеличился на 12,4%, относительно февраля 2015 г. – на 28,2%. В сочетании с активизацией покупательского спроса такую коррекцию можно объяснить крайней выдержанностью и избирательностью потребителей при принятии решении о приобретении жилплощади, отмечает Сергей Шлома.

По его словам, покупатель сегодня смотрит гораздо больше объектов и думает гораздо дольше, прежде чем принять решение о внесение предоплаты за квартиру. «У него есть такая возможность: предложение – исчерпывающее, опасений, что квартиры подорожают, нет. Поэтому потребитель не торопится. Если до кризиса среднестатистический покупатель смотрел пять объектов, после чего принимал решение о покупке, то сегодня этот показатель – вдвое больше. Люди выбирают, прислушиваются к ощущениям – они могут позволить себе «сомневаться». Сейчас часто приходится слышать: «Знаете, мы смотрели у вас квартиру два месяца назад и теперь приняли решение ее купить» - абсурдное и самонадеянное заявление на докризисном рынке, а теперь в нем нет ничего удивительного. Проблема может быть в другом. У воодушевленного частыми просмотрами продавца может сложиться ложное впечатление исключительного интереса к его объекту. Как правило, это не так. Просто при принятии человеком решения о покупке теперь задействовано больше квартир», - резюмирует Шлома.