Вы используете старую версию браузера Internet Explorer. Наш сайт выглядит и работает некорректно в этой версии IE.
Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Internet Explorer или использовать другой браузер. В новых версиях браузера устранены проблемы безопасности и добавлены новые возможности.
от
2.8 млн
руб.
от
1.9 млн
руб.
от
1 млн
руб.
от
827 тыс
руб.
Опрос
Что будет с рублевыми ценами на недвижимость этой осенью?
Нажимая кнопку "Ответить", вы соглашаетесь с Политикой защиты и обработки персональных данных
Цены на квартиры в Москве
Стоимость недвижимости в Москве
Наш научный партнер

Нежелезные аргументы

Редкое применение металлокаркасной технологии в многоэтажном строительстве — следствие не только действовавших в СССР ограничений на использование стали, но и ее объективных недостатков. Если производители металлоконструкций смогут убедить строителей в том, что преимуществ больше, в ближайшем будущем для этой технологии может начаться новый этап.

Менее 1% — такова доля строящихся с применением стального каркаса многоэтажных жилых зданий в России по оценке Ассоциации развития стального строительства (АРСС). В сегменте офисной недвижимости этот показатель больше (четкой статистики нет), но картина схожая — технология выбирается для реализации единичных проектов. В Екатеринбурге построенные по ней многоэтажки можно посчитать на пальцах одной руки: здание правительства Свердловской области, жилой комплекс «Московский» и офисный центр на улице Крестинского. При этом, по словам свидетелей первой стройки, стальной каркас был политической волей тогда секретаря Свердловского обкома КПСС Бориса Ельцина (мы расскажем эту историю далее), а второй проект — эксперимент «Уралэнергостройкомплекса», пока не получивший продолжения.

По данным АРСС, лидером по использованию стального каркаса в многоэтажном гражданском строительстве является Великобритания, где эта технология занимает 68% в общем объеме строительства. На втором месте — США и Швеция с 65%. На третьем — Норвегия с 48%. В России — 13%. Цифры по итогам 2013 года, выведены на основе экспертных оценок и включают не только жилые и офисные многоэтажки — объекты всех назначений высотой от трех этажей. Очевидно, что в нашей стране сформировалось особое отношение к стальному каркасу. Когда, почему и будет ли оно меняться?


Мы не строили, не строили
Главный аргумент, который приводят эксперты, отвечая на вопрос, почему мы так сильно отстаем от других стран в применении стального каркаса в многоэтажном строительстве, звучит следующим образом: во времена СССР использование этого материала было жестко регламентировано. «В послевоенные годы сталь являлась стратегическим материалом, и в основном использовалась в оборонной промышленности, поэтому строителей вынуждали искать другие материалы. За альтернативу взяли железобетон, который стал основным стройматериалом во времена позднего СССР и продолжает доминировать в гражданском секторе сегодня», — отмечает генеральный директор АРСС Дмитрий Еремеев.

— Существовало предписание, регламентировавшее параметры строений, при строительстве которых допускалось использование стали. Я не помню точных цифр, но, к примеру, если пролеты менее 24 метров, применять металлоконструкции было нельзя, — уточняет главный конструктор ООО «Архпроект» Юлия Миловидова.

В какие-то периоды использование металлокаркаса в гражданских проектах было возможно, если они реализовывались с воли политиков. К примеру, к 800-летию Москвы были построены сталинские высотки. В другие — невозможно вовсе.

— Когда-то в журнале «Америка» я прочитал фразу Хрущева, которую он сказал во время поездки по США о Нью-Йорке: «А мне здесь не нравится. Слишком мало зелени. Даже камень может стошнить». После этого о строительстве небоскребов в СССР можно было забыть, — рассказывает начальник производственного отдела треста «Уралстальконструкция» Валерий Антипин. — В те времена даже термин существовал — бумажная архитектура. Мечтать на бумаге, участвовать в конкурсах, даже международных — можно. Не всем. Но строить — нельзя.

Политическую подоплеку, судя по всему, имело и строительство Дома Советов в Свердловске. Валерий Антипин:

— В конце 60-х в Тольятти на стальном каркасе начали строить 25-этажное административное здание АвтоВАЗа, оно было знаковым объектом в то время. Я думаю, Ельцин его увидел и загорелся. Его детище стало самым высоким зданием обкома КПСС в СССР, самым высоким зданием в Свердловске — мне кажется, стальной каркас был выбран, исходя из амбиций будущего президента.

Если в советские годы для реализации редких гражданских многоэтажных проектов на стальном каркасе была база (с 1963 по 1991 год существовало министерство монтажных и специальных строительных работ СССР, во всех крупных городах были специализированные тресты и т.д.), то к началу 2000-х не осталось и ее.

— Главная проблема металлоконструкций сегодня заключается в том, что отсутствует инфраструктура их использования, сопоставимая с инфраструктурой применения привычных технологий. Нет адаптированной для гражданского строительства продукции, нет типовых решений, нет кадров, — отмечает главный архитектор ООО «Архпроект» Александр Романов.

Ограничений по использованию в России сняты как минимум три десятилетия назад. Примерно столько же, по данным АРСС, потребовалось Великобритании для увеличения доли стального строительства с 30% до 68% и выхода на лидирующие позиции. Почему в России инфраструктура не была восстановлена, а сталь, вопреки мировому опыту, так и не получила широкого применения?


Плюс на минус
Вопреки ситуации, сложившейся в СССР (охарактеризуем ее как строительство единичных высотных зданий на стальном каркасе во второй половине XX века), в США эта технология начала активно развиваться еще в начале столетия, затем с разными временными промежутками на нее обратили внимание другие страны. По мнению экспертов АРСС, главные преимущества стального каркаса — это скорость и всесезонность строительства, возможность сэкономить на фундаменте вследствие меньшего веса конструкции, вариативность планировок и большая продаваемая площадь. Вместе с тем она имеет и ряд недостатков.

Первый — сталь обладает меньшей по сравнению с бетоном огнестойкостью и склонна к коррозии, поэтому требует дополнительной защиты. С технической точки зрения проблема несущественная, но ее устранение сказывается на экономике строительства.

— Повышение огнестойкости стальных конструкций путем применения огнезащитных материалов (например, простого кирпича) стало нормальной практикой строительства уже с конца XIX века. Сегодня существует множество способов повышения огнестойкости — от нанесения специальной краски до использования специальных сталей. Что касается склонности к коррозии, то также существуют покрытия, которые могут служить длительное время и не требуют ремонта. Как показывает опыт, при грамотном проектировании и соответствующей эксплуатации недостатки стали можно легко нивелировать, — отмечает ведущий научный консультант АРСС, заведующий сектором высотных зданий и сооружений ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко Денис Конин.

Второй момент, также повышающий стоимость этой технологии — необходимость использования специализированной рабочей силы. «То же монолитное строительство дает возможность на основных работах применять менее квалифицированный труд. Специалисты по монтажу металла не только дороже, их еще и сложнее найти. В Екатеринбурге работает в лучшем случае несколько таких организаций», — поясняет главный архитектор ООО «Архпроект» Александр Романов.

Третий — жесткая зависимость от производителя. «Проблема на производстве может стать угрозой для проекта. Риски с позиции соблюдения сроков строительства при использовании металла выше», — продолжает Александр Романов.

Четвертый — отсутствие гарантий качества. По словам Валерия Антипина, производителей металлоконструкций много, и не все из них поставляют качественную продукцию. Понятное желание заказчика сэкономить может вылиться, например, в трудности со стыковкой элементов на этапе монтажа.

Пятая проблема — отношение потребителей. Как отмечают в исследовательской компании Research.Techart, потребители консервативны, они с осторожностью относятся к домам, построенным на металлокаркасе, что не могут не учитывать инвесторы. Хотя в реальности никаких отличий жильцы дома на стальном каркасе, по словам Юлии Миловидовой, не ощутят: «Все нормативные требования одинаковы для любых строений, из чего бы они ни были построены. Если бы здание на металлокаркасе им не соответствовало, его бы просто не было».

Отсутствие инфраструктуры наряду с другими недостатками металлокаркасной технологии делают неочевидными выгоды ее применения.

— Почему мы построили «Московский» на стальном каркасе? Перед предыдущим кризисом был период, когда резко выросли цены на цемент, и использование металла стало экономически привлекательным. Изначально мы планировали строить «Московский» в монолите, но ситуация на рынке стройматериалов сделала целесообразным перепроектирование на металлический каркас. Цены на металл выросли, этот период закончился, о выгоде от использования стального каркаса сейчас говорить сложно. Застройщику важно построить квадратные метры понятного качества, в понятные сроки и с понятной себестоимостью. Этого металлический каркас пока предложить не может. Мы в экспериментальном поселке «Солнечный» строили два дома почти одинаковых по архитектуре. Один из каменных блоков, другой на металлокаркасе. Строительство закончили одновременно, но трудозатрат дом на металлокаркасе потребовал больше, проектных решений для него нужно было больше. Сегодня весьма ограниченный круг застройщиков готов идти даже на такие эксперименты, — подводит промежуточный итог Александр Романов.


Каркас будущего
Что ждет металлокаркасную технологию в дальнейшем? Во-первых, она уже получила применение в сегменте индустриальных и торговых объектов. «Я думаю, здесь сталь в России применяется примерно в такой же пропорции, что и в Европе», — говорит Александр Романов. Объяснение простое: в таких сооружениях меньше расход металла, чем в жилье, поэтому его экономика интереснее. Во-вторых, в Research.Techart считают, что металлокаркас может получить развитие в строительстве по госзаказу, где основное внимание уделяется скорости. Но и в этом случае речь, скорее всего, идет об административных и социальных объектах. В-третьих, стальной каркас может найти себя в жилых и офисных высотках.

— 25 — 40 этажей можно выкладывать монолитом. Потом интерес смещается к другим технологиям. Нагрузки на первые этажи очень большие. Если мы обычно используем бетон максимум Б40, в зданиях выше 40 этажей понадобится Б60 и Б80, а его сложно изготовить на наших заводах. Армирование сильно повышается, процесс бетонирования усложняется. Есть граница, после которой начинается поиск новой технологии, которой может стать стальной каркас. Если инфраструктурные проблемы, о которых мы говорим, будут решены, — комментирует Юлия Миловидова.

Главную роль в устранение препятствий эксперты отдают производителям металлоконструкций. По большому счету, они тему стального каркаса и начали выводить в повестку. АРСС была создана в прошлом году по инициативе трех крупнейших производителей металлопроката в России — ЕВРАЗа, Мечела и ОМК.

— Посыл идет от производителей, и это понятно. Они сейчас сильнее всех заинтересованы в расширении применения металлоконструкций, особенно, в самом большом сегменте жилого строительства. Если производители предложат новый, адаптированный под эти цели, экономичный по расходу металла продукт, включатся в процесс подготовки кадров, типовых решений, то отношение к стальному каркасу может измениться достаточно быстро, — считает Александр Романов.

Некоторое оживление уже заметно. За последние годы по металлокаркасной технологии были построены две башни комплекса Москва-Сити, корпус Дальневосточного федерального университета, анонсировано строительство 10-этажных жилых домов в новосибирском комплексе «Новомарусино». АРСС выпустила методические пособия по работе со стальными конструкциями, а также совместно с Московским государственным строительным университетом запустила программу повышения квалификации для инженеров-проектировщиков. Но все-таки молниеносного распространения металлокаркаса в многоэтажном строительстве не прогнозируют даже в ассоциации. По ее прогнозам, к 2020 году доля объектов на стальном каркасе с нынешних 13% увеличится до 20%.

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
6689 (5 сегодня)


Недвижимость в Москве и Подмосковье
Показать все
Предложения октября
Дом Серебряный Бор Спешите! Новые квартиры в готовых домах. Площадь от 39 до 107 кв.м. Монолит. Застройщик: Строитель. Проектная декларация на рекламируемом сайте Нахимов Апартаменты в Подмосковье. Монолит. 1-2-комнатные апартаменты Торопитесь! от 135 000 руб./кв.мФлэт и Ко Застройщик: Бизнес-Центр На Долгоруковской. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК "Эталон-Сити" от Группы "Эталон" Видовые просторные квартиры за 130 000 руб./кв.м. Дома сдаются в 2018 г.! Рядом метро Скобелевская! Застройщик: Дайкар. Проектная декларация на рекламируемом сайте Геометрия Квартиры в готовых домах площадью от 46 метров.Монолит. от 8,1 млн руб.Флэт и Ко Застройщик: Жилдорипотека. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК "Цветочные поляны" Старт продаж! Квартиры от 2,2 млн.р.! 4 варианта отделки. Продуманная инфраструктура. Европейский стиль Застройщик: Старолесье. Проектная декларация на рекламируемом сайте Счастье в Лианозово Квартиры площадью 36-86 кв.м.Монолит. Уточняйте подробности по телефону. Застройщик: Абрамцевская 10. Проектная декларация на рекламируемом сайте Жилой квартал Тетрис 2 км от МКАД. Квартиры площадью 18-47 кв.м.Монолит. Уточняйте подробности по телефону. от 4,7 млн руб. Застройщик: Садовое кольцо МПС. Проектная декларация на рекламируемом сайте Жилой квартал Парк Мира Последние 8 апартаментов в жилом квартале с инфраструктурой европейского уровня. 5 минут от м.Алексеевкая. Застройщик: Смайнэкс. Проектная декларация на рекламируемом сайте Счастье на Ленинском Выгодно - Ипотека 5,5% от ВТБ! Витражное остекление. Индивидуальные скидки! Застройщик: Ленинский 154. Проектная декларация на рекламируемом сайте Счастье на Дмитровке Индивидуальные скидки! Ипотека 5,5% от ВТБ! Развитая инфраструктура. Сдача в 2018. Застройщик: Софьи Ковалевской 20. Проектная декларация на рекламируемом сайте Счастье на Волгоградке Выгодно - ипотека от ВТБ – 5,5%! Индивидуальные скидки! Планировки евроформата. Застройщик: Федора Полетаева 15. Проектная декларация на рекламируемом сайте Квартиры в ЖК Рассказово Станция м.Рассказовка открылась! Всего 7 мин. пешком! Рядом лесопарк, своя полноценная инфраструктура. Звоните! 5,4 млн руб.Sezar Group Застройщик: Красный Октябрь. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК Лица! Квартиры бизнес класса! Готовые квартиры на Ходынском поле! 10 мин. м.Динамо! Только в октябре скидка 40% на паркинг! Выдаем ключи! от 14,8 млнCapital group Застройщик: Новко. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК «CapitalTowers» Единственный небоскреб в Москва Сити с квартирами, а не апартаментами Застройщик: МЕГАПОЛИС ГРУП. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК Серебрица. Старт продаж! От 2,2 млн руб. Уникальный проект. Авторская архитектура. Опции бизнес-класса. Детсад, школа рядом. г.Красногорск. от 2,2 млн руб. Застройщик: Опалиха-Сити. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК Экодолье Шолохово! 200 000 руб. - первый взнос на таунхаус в ЖК "Экодолье Шолохово". Скидка 10%. Ипотека. Спешите! Дмитровское ш.,15 км. от 4,1 млн руб.ГК Экодолье Застройщик: Экодолье Щолохово. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК "Томилино 2018" Квартиры в 10 минутах от м. Котельники! Рядом пляж и лесопарк! Первый взнос - 0%! 1,9 млн руб. Застройщик: Самолет-Томилино. Проектная декларация на рекламируемом сайте Квартал для жизни Спутник Старт продаж второй очереди! Студии с отделкой с видом на реку! Рядом м.Строгино. от 2,3 млн руб. Застройщик: Бухта Лэнд. Проектная декларация на рекламируемом сайте Городские резиденции Spires. Премиум-класс. Пентхаусы с каминами, урбан-виллы, лофты. Двор без машин. Запад Москвы, рядом с Кутузовским пр. Застройщик: Тервуд. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК бизнес-класса "Маяковский" Квартиры от 8 млн руб! Окончание строительства в 4 квартале 2018 г. Свободная планировка. 600 м. до м.Водный от 8 млн руб. Застройщик: Дорожное ремонтно-строительное управление Северное. Проектная декларация на рекламируемом сайте Квартал MATCH POINT Апартаменты бизнес-класса на престижном Кутузовском пр-т от Галс-девелопмент. Планировки от 28 до 185 кв.м Застройщик: Волей Гранд. Проектная декларация на рекламируемом сайте Башня Федерация. Панорамные виды! Премиум-апартаменты от 47 до 350 кв.м. 69-84 этаж. Лучшие виды в Сити! Приватность и VIP безопасность. м.Выставочная Застройщик: БАШНЯ ФЕДЕРАЦИЯ. Проектная декларация на рекламируемом сайте Квартиры бизнес-класса в ЖК Династия Шикарная архитектура, более 50 планировок, закрытый двор-патио. 300м до м.Полежаевская. Звоните! от 8 млнSezar Group Застройщик: МОНОЛИТНОЕ ДОМОСТРОЕНИЕ. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК Бизнес-класса Big Time. Старт продаж! От 5,5 млн руб. Подземный паркинг. Собственная инфраструктура. Метро Полежаевская. от 5,5 млн руб. Застройщик: ПАК ДЕВЕЛОПМЕНТ. Проектная декларация на рекламируемом сайте Городской район Новые Ватутинки Готовая инфраструктура. Д/сады, школа и поликлиника. Московская прописка. Ипотека от 6%. м. Новые Ватутинки АО "Инвесттраст" Застройщик: Инвесттраст. Проектная декларация на рекламируемом сайте Новый жилой квартал Фили Сити Скидка на квартиры до 5%. Бизнес-класс. Рассрочка. Ипотека 6%. Собственный парк-променад и фонтан. Паркинг. 3 мин пешком от м.Фили Застройщик MR Group Застройщик: ЛАТИРИУС. Проектная декларация на рекламируемом сайте Счастье на Вешняках Ипотека 5,5% от ВТБ! Индивидуальные скидки! Парковые зоны! 15 минут до м. Выхино. Застройщик: Вешняковская 18. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК "Савёловский Сити" Новый корпус! От 5,2 млн руб. Бизнес-класс в 7 мин от м. Дмитровская. Потрясающие панорамные виды на центр города. Узнай первым! от 5,2 млн руб. Застройщик: Бизнес парк Савеловский. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК бизнес-класса "Румянцево-Парк" Квартиры от 2,9 млн. Нестандартная архитектура. Свободные планировки. Закрытые дворы. Паркинг. м.Саларьево от 2,9 млн руб. Застройщик: Лексион Девелопмент. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК "Большое Путилково" Старт продаж! Рядом м. Митино. Дворы без машин, дет.сады, школы, поликлиники. 2,5 млн руб. Застройщик: Самолет-Путилково. Проектная декларация на рекламируемом сайте Счастье в Мневниках Дом бизнес-класса! Ипотека 5,5% от ВТБ! Последние квартиры в готовом доме! Застройщик: Демьяна Бедного 15. Проектная декларация на рекламируемом сайте Квартиры в жилом поселке Park Avenue Квартиры с участком или террасой на крыше. Детский сад на территории. Новая Рига, 23 км. ЖК "Крылья". Ипотека от 5,5% Квартиры от 8,3 млн руб! Закрытая территория, подземный паркинг. Свой парк с прудом, школа и д/сад. Застройщик: Лобачевского 120. Проектная декларация на рекламируемом сайте Headliner Квартиры пл. 29-117 кв.м.Монолит, другое. Уточняйте подробности по телефону. с отделкой от 7,7 млн руб. Застройщик: Жилой квартал Сити. Проектная декларация на рекламируемом сайте ЖК D1 Старт продаж! Квартиры с отделкой от 5,6 млн руб. Небоскрёбы бизнес-класса рядом с центром Москвы. 1 минута пешком до м. Дмитровская с отделкой от 5,6 млн руб. Застройщик: ТПУ Дмитровская. Проектная декларация на рекламируемом сайте Район «Испанские кварталы» 3 ветки метро. Современный благоустроенный район. Дизайнерская отделка. 214-ФЗ. ФЗ Застройщик: А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ. Проектная декларация на рекламируемом сайте Район «Белые ночи» Дома комфорт-класса в 6 км от МКАД. 15 минут до 3-х веток метро. Московская прописка. Застройщик: А101. Проектная декларация на рекламируемом сайте