Тяжелая транспортная ситуация – болевая точка для застройщиков, особенно в Подмосковье. Многие из них даже готовы самостоятельно подключаться к решению транспортных проблем. Как выяснили специалисты www.irn.ru, девелоперы готовы не только строить дороги, но и вкладываться в развитие метрополитена. Правда, пока далеко не у всех это получается.


В метро не пробраться
Метро остается наиболее быстрым и удобным транспортом, в большинстве случаев только его строительство может кардинально улучшить транспортную ситуацию в районе. Пока бизнес не активно участвует в развитии этого вида транспорта. В настоящее время единственная в России станция, построенная с использованием частных инвестиций, – это метро «Мякинино», в строительство которой вложилась Crocus Group Араса Агаларова.

Весной 2014 года компания «Регионы-девелопмент», которая владеет торговым центром «Июнь» в Мытищах, предложила построить за свой счет станцию метро в городе. Однако московские власти отказались от предложения девелопера. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, предложение могло бы представлять интерес, если бы инвестор профинансировал продолжение Калужско-Рижской ветки метро от «Медведково» до «Челобитьево», а не строительство отдельной станции.

Некоторое время назад ряд девелоперов заявлял о возможности принять участие в строительстве новых станций на территории Новой Москвы. ГК «Масштаб» готова предложить столичным властям до 40 млрд руб. на продление Сокольнической линии метро, если три новые станции будут построены рядом с возводимыми девелопером районами. Администрация Москвы поддержала эту идею, хотя окончательное решение еще не принято.

Если девелоперы не имеют возможности поддержать строительство метро, они порой стараются облегчить жителям и покупателям дорогу до ближайшей станции. Еще в начале 2013 года был заложен пешеходный мост через Москва-реку в районе массовой жилой застройки в Павшинской пойме. Мост длинной 363 м соединит этот район и станцию метро «Мякинино». «Инвестиции в проект составят примерно 800 млн руб., – говорит заместитель генерального директора компании Est-a-Tet Владислав Луцков. – Основными соинвесторами строительства моста выступают крупные застройщики поймы – ООО «РФСК», ЗАО «СУ-155», вложившие по 200 млн руб.». Часть средств инвестировало ЗАО «Крокус».


Дорогие ТПУ
Правительство Москвы наметило строительство 273 транспортно-пересадочных узлов. К проектам власти намерены активно привлекать инвесторов. Частично координирует выполнение этой задачи NAI Becar, компания разрабатывает концепции транспортно-пересадочных узлов с расчетом необходимых инвестиций. В наиболее крупные ТПУ, которых планируется возвести около 30, требуется вложить $100-200 млн в каждый. По подсчетам экспертов NAI Becar, частные инвесторы могут рассчитывать на доходность в районе 20% годовых.

Девелоперы уже подключаются к процессу. «Наиболее интересный проект анонсировал один из крупнейших застройщиков Москвы и Подмосковья – ГК «Мортон». Девелопер планирует провести линии скоростного трамвая, которые свяжут ТПУ «Расторгуево» и ТПУ «Бутово», обеспечив таким образом транспортом жителей своих микрорайонов «Мортонград «Бутово» и «Восточное Бутово», – рассказывает Владислав Луцков. – Протяженность линии скоростного трамвая составит 18 км, объем инвестиций оценивается в 800-900 млн руб. за 1 км линий».

Появляются проекты ТПУ и в Подмосковье. Девелопер Urban Group на прошлой неделе объявил о том, что будет участвовать в создании транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожной станции Опалиха. Проектом предусмотрено строительство наземного пешеходного перехода, расширение переезда, а также строительство крупной перехватывающей парковки и коммерческих площадей. «Работа над проектом идет, точный объем инвестиций пока не известен и будет оглашен позже», – отмечает Леонард Блинов, заместитель генерального директора Urban Group.


Дороги своими руками
Одним из самых активных инвесторов в дорожное строительство среди девелоперских компаний является ГК «Мортон», которая в сентябре объявила о намерении вложить 8 млрд собственных средств в строительство трассы, которая соединит Калужское и Киевское шоссе в районе аэропорта Внуково. Дорога пройдет через деревню Середнёво, в которой девелопер планирует возвести 900 000 кв. метров жилья, 600 000 кв. метров офисов и 1 млн кв. метров площадей, предназначенных для размещения небольших производств (подробнее об этом в статье «Строительство дорог не спасет Новую Москву от транспортного коллапса»). «Поскольку нормальные дороги в этом районе пока в дефиците, компании, для продажи 2,5 млн кв. м недвижимости, придется каким-то образом решать проблему с подъездными путями», – отмечает руководитель «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова.

Немалые деньги инвестирует в дорожное строительство и MR Group. На территории старой Москвы компания участвует в трех проектах по развитию дорожно-уличной сети. Один из них уже реализован – это реконструкция автомобильного тоннеля под железной дорогой в районе улицы Складочная, где строится многофункциональный комплекс «Савеловский Сити». В реконструкцию тоннеля компания вложила более 500 млн рублей. Также компания инвестирует в расширение Головинского шоссе и Кронштадтского бульвара и сооружает два проезда между ними, а также участвует в строительстве поворотной полосы с Одесской улицы на Нахимовский проспект.

Urban Group строит дорогу протяженностью 2,5 км от нового ЖК «Опалиха О3» до Новорижского шоссе. Ее достроят весной 2015 года, инвестиции в проект составляют 140 млн рублей. «Если бы мы не стали строить собственный выезд на Новую Ригу, автомобилистам пришлось бы добираться до жилого комплекса по достаточно загруженному Волоколамскому шоссе», – объясняет Леонард Блинов.

Sezar Group за 20 млн рублей построила дорогу от Калужского шоссе до ЖК «Николин Парк». «Компанию можно назвать уникальным примером того, как девелопер оперативно решил все вопросы с администрацией и построил дорогу для будущих жителей своего жилого комплекса, – считает генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая. - Ее протяженность составляет 1,3 км, она начинается от Калужского шоссе. На этом месте раньше уже была дорога, однако она имела всего одну полосу для движения, что делало практически невозможным разъезд двух встречных автомобилей. В процессе реконструкции дорожное полотно было расширено до двух полос, по одной в каждом направлении, устроены тротуары и организованы наземные пешеходные переходы».

Также в дорожном строительстве в Новой Москве участвуют ГК «Абсолют» и «МД Групп». В структуру последней входит один из крупнейших городских подрядчиков по строительству объектов дорожной инфраструктуры – Московская инженерно-строительная компания (ОАО «МИСК»). Акционеры компании уже высказывали намерение вложиться в строительство трассы от Бутово до аэропорта Внуково.


От электрички на Audi
Самый простой способ облегчить дорогу для жителей – организация трансфера до жилого комплекса. К этому способу прибегает немало девелоперов. Например, ГК «Жилищный капитал» совместно с группой «Автолайн» организовали бесплатный трансфер от станции метро «Киевская» до жилого комплекса «Гусарская баллада» во время строительства первых очередей проекта. В дальнейшем на данном маршруте было организовано движение маршрутных такси. ГК «ОПИН» в 2013 году запустила бесплатный автобус от железнодорожной станции Апрелевка до строящегося жилого комплекса Vesna. От ЖК «Город набережных» с 8 утра до 8 вечера ходит бесплатное маршрутное такси до ближайшей железнодорожной станции Химки.

В сегменте загородной недвижимости реже прибегают к этому способу, поскольку в малоэтажных проектах проживает меньше людей, к тому же собственный коттедж обычно подразумевает владение автомобилем. Но и они порой предлагают необычные решения по трансферу. Например, управляющая компания «КСП Капитал» с 1 декабря запускает частную перевозку жителей от станции Обнинское до поселка Грибное. Перевозка будет осуществляться на автомобиле Audi A6 бесплатно, для вызова нужно позвонить на пульт охраны поселка.


Самые изобретательные
Порой девелоперы выступают и с нетрадиционными для нашего рынка инициативами. Так, накануне стало известно, что правительство Московской области одобрило два транспортных проекта, разработкой которых занимается ГК «Мортон», – скоростного трамвая и надземной внеуличной транспортной системы. В течение нескольких лет девелопер планирует построить две ветки скоростного трамвая и одну ветку надземной транспортной системы типа «Стрела» на основе немецкой технологии H-Bahn.

Первый маршрут «Стрелы» пройдет по Красногорскому району от метро «Мякинино» вдоль Новорижского шоссе до поселения Ильинское-Усово. Длина трассы составит порядка 13 км, на ней будет 10 остановочных пунктов. Максимальная скорость, которую может развивать состав из 5 вагонов – 80 км/ч. В час пик ветка сможет перевозить до 4,2 тыс. пассажиров в час. Компания реализует проект за счет собственных средств и после реализации возьмет его в управление. Необходимые инвестиции оцениваются в 5,3 млрд рублей.

Скоростной трамвай к 2019 году пройдет от Бутово до г. Видное, соединив «Мортонград «Бутово», микрорайоны «Восточное Бутово» и «Завидное». Завершение первой очереди строительства запланировано на 2017 год. Общая протяженность трассы составит 18,9 км, по ходу движения будет создано 10 эстакад и 14 остановок. Пассажиропоток скоростного трамвая превысит 4,5 тыс. человек в час в каждом направлении. Стоимость ветки трамвая в Ленинском районе оценивается в 17,3 млрд рублей. В перспективе линия может быть продлена до станции метро «Бульвар Адмирала Ушакова».

В последнее время игроки рынка недвижимости активно развивают вертолетную инфраструктуру. Обустройство вертолетных площадок стало отдельным направлением бизнеса компании «НДВ-Недвижимость». А ГК «Сапсан» участвует в строительстве вертодрома площадью 1,5 га недалеко от Зеленограда и ЖК «Мелодия леса», который возводит компания. Пока вертолетная инфраструктура направлена скорее на воздушные прогулки по воздуху и путешествия в соседние регионы. Проблему с дорогой до центра Москвы она не способна решить, поскольку воздушное пространство над столицей закрыто для полетов.

Еще одна идея, которой грезят некоторые девелоперы, – это использование водной инфраструктуры. В частности, идею организации движения теплоходов или водного такси для ЖК «Загородный Квартал» прорабатывает RDI и Limitless. О возможности организации водного такси от МФК «Утесов» заявляла ГК «ГРАС». Правда, пока, по мнению девелоперов, низкий спрос на эти услуги не позволит наладить стабильный бизнес. Создание «водных такси» предусмотрено в новой программе развития набережных Москва-реки, однако конкретные сроки и решения пока не обозначены.


Застройщики или государство?
По словам председателя совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирины Доброхотовой, заработать на развитии транспортной инфраструктуры у застройщиков не получится: «Для девелопера строить дорогу – это чистый расход без всякого дохода. К тому же это довольно тяжело для компании, которая занимается строительством жилья, поскольку сооружение дорог для нее – совершенно другой бизнес. Тем не менее вложения строительных компаний в инфраструктуру жилых объектов, в частности в дорожную, – это не благотворительность, а необходимость».

В свою очередь, Татьяна Калюжнова считает, что улучшение транспортной доступности – это задача в первую очередь государства, а не застройщиков. Самым эффективным, по мнению руководителя «ИРН-Консалтинг», остается рельсовый транспорт, а его развитие возможно только с помощью государства.

Все упомянутые проекты в продаже (апрель 2024)
ПроектРасположениеГКПлощади
VesnaНаро-Фоминский район, г. АпрелевкаСданСтудии, 1-комнатные квартиры площадью 24 м2
Источник данных: База недвижимости IRN.RU