Вчера, 1 июня 2014 г., вступил в силу в полном объеме «антитабачный закон», который запрещает отныне курение в общественных местах. К таковым отнесено почти все. Россия не дошла до канадского абсурда (там кое-где курение запрещено даже на улице), но кое в чем превзошла. За поставленную пепельницу около входа ресторан уже должен быть оштрафован, отмечают в аналитическом центре «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».

Согласно изменениям в законодательстве, с 1 июня нельзя курить на предприятиях общественного питания (в том числе на летних верандах), в гостиницах, общежитиях, на рынках, пассажирских железнодорожных платформах пригородного сообщения, в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания. По словам главы столичного департамента торговли и услуг Алексея Немерюка, ресторан или кафе не будет иметь права организовать курилку и на некотором отдалении от входа. Поставить там пепельницу или навес будет нельзя. За попытки организовать места для курильщиков организациям будет грозить штраф от 50 000 до 80 000 руб.


Стоила ли игра свеч? Покурим, подумаем
Согласно данным Первого канала российского ТВ (программа «Воскресное время» от 1 июня 2014 г.), после принятия антитабачных законов в Европе потребление сигарет сокращалось на 10-15% в первые 2-3 года. Зато потом опять неуклонно росло. Фактически, по информации Первого канала, в порядке «социального протеста». Народам Европы (к примеру, Австрии, Франции, Италии) не понравилось, как им указывают, что делать в повседневной жизни.


Торговые площади
В первую очередь от запрета на курение пострадают владельцы ночных клубов. Одно дело – выйти на улицу и покурить половине посетителей ресторана в 150 посадочных мест, другое – половине «зажигающих» в ночном клубе: там могут развлекаться и 1000 человек.

По словам пресс-секретаря Минздрава Олега Салагая, запреты на курение в ресторанах успешно опробованы в 40% стран. Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров говорит, что в Европе и США после запретов закрылось 20-30% баров и ресторанов, а властям некоторых стран пришлось пойти на уступки. В Германии, по сведениям эксперта, курить разрешили в заведениях малого бизнеса, а в Греции барам и ресторанам стали продавать соответствующие лицензии. По наблюдению специалистов www.irn.ru, в Австрии, где много курящих, большинство ресторанов продолжает содержать курящие зоны.


Nota Bene: еще в августе 2012 г. представители российской Федерации рестораторов и отельеров (ФРИО) написали письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой разрешить оборудовать в отелях и ресторанах курительные комнаты. В письме рестораторы и отельеры изложили претензии к законопроекту «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». По их мнению, законодатели не учитывают интересы бизнеса, поскольку запрет на курение в общественных местах может привести к банкротству компаний.

В федерации отмечали, что использование курительных комнат практикуется «во многих северных странах», а комнаты для курящих не затронут права некурящих на «безопасную среду обитания».

Реклама
Level Селигерская

Комфорт-класс с авторской архитектурой. 10 минут пешком до метро «Селигерская». Увеличенные скидки до 20%!

от 8,1 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Ильменский. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Академическая

Камерный проект в престижном районе с готовой инфраструктурой. Близость к центру. Увеличенные скидки до 20%!

от 14,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Академическая. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нагатинская

Ключи скоро! Квартиры бизнес-класса с видом на Москву-реку. 15 мин пешком до метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 11,7 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Инвестиционное развитие. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Бауманская

Камерный проект с акцентом на приватность. 15 минут пешком до двух станций метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 13,8 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Вектор движения. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Стрешнево

Бизнес-класс у воды! 100% апартаментов с видом на воду. Редкие форматы. Скидка 15%.

от 11,6 млн руб.
Застройщик: АО СЗ МКСМ. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Причальный

Ключи в день покупки! Квартиры с видом на Москву-реку. 7 минут пешком до метро «Шелепиха». Скидки до 20%.

от 13,2 млн руб.
Застройщик: АО СЗ ИНСПАЙР. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нижегородская

Старт продаж новых корпусов! Проект комфорт-класса от Level. Увеличенная скидка 20% + дополнительные 3%!

от 8,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Нижегородская. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Южнопортовая

Уникальные виды на реку и парки! Более 60+ планировочных решений. 10 минут пешком до метро. Скидки до 20%!

от 6,8 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АПД. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Квартал AFI Park «Воронцовский»

Приватный квартал бизнес-класса. Дом построен! Квартиры с дровяными каминами. Скидки до 13%

от 17 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АКВАМАРЕ УНО. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.

Кроме того, с введением запретов общепит потеряет солидные рекламные бюджеты. Источник газеты «Коммерсантъ» в одном из рекламных агентств оценил совокупный годовой бюджет на рекламу табачных изделий в РФ в $400-500 млн. Четверть его шло на продвижение в клубах, барах и ресторанах. По его словам, в случае продвижения, скажем, одного сигаретного бренда столичные заведения могли зарабатывать на таких контрактах от 70 000 до 500 000 руб. в месяц. Теперь эти рекламные бюджеты, по его оценке, уйдут в интернет.

Борьбы за летние веранды нет…
Недальновидность отечественных предпринимателей иногда поражает. Как информация о запрете на курение не могла повлиять на расчеты развития бизнеса? Пока что, в переходный период, летние веранды – лучшее, о чем можно мечтать.

Но бизнесмены сдают позиции без боя. Просто не заботятся о документах.

Госинспекция по недвижимости Москвы обнаружила в конце мая, что летнее кафе на улице Остоженка (владение 32) в центре столицы заняло в 2,5 раза большую площадь, чем было утверждено, – 500 вместо 200 кв. м. А 26 мая она выявила факт незаконного размещения летнего кафе в 1-м Тружениковом переулке в центре столицы.

«Сезонное кафе площадью 130 кв. м при стационарном предприятии общественного питания кафе «Пиццерия» разместилось в 1-м Тружениковом переулке, владение 2, в нарушение порядка размещения сезонных летних кафе. Согласно утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов в ЦАО, размещение летнего кафе по данному адресу не предусмотрено», – отмечается в пресс-релизе.

Ранее РИА «Новости» сообщило, что госинспекция по недвижимости Москвы обнаружила на Лобненской улице на севере столицы кафе, работающее без оформления правоустанавливающих документов на землю. «Управлением контроля за объектами недвижимости по Северному административному округу Госинспекции проинспектирован объект по адресу: Лобненская улица, владение 12, строение 5. В ходе инспекции установлено, что на земельном участке расположено одноэтажное строение кафе «Питер». Земельный участок площадью 240 кв. м используется ООО «РАФ+» без оформления правоустанавливающих документов на землю», – говорится в материалах.

В них уточняется, что ранее на данный земельный участок (без права производства земляных работ и возведения каких-либо капитальных строений и сооружений) был оформлен договор краткосрочной аренды, по которому павильон должен был эксплуатироваться до 21 апреля 2013 г.

В ходе проверки территории ОАО «Хладокомбинат номер 7» на Хорошевском шоссе на севере столицы обнаружили незаконно возведенную веранду, на которой организовано летнее кафе, рассказал РИА «Новости» замначальника ведомства Алексей Горбунов. «К фасаду комбината пристроена веранда площадью 150 кв. м, на которой организовано летнее кафе. Изменения в договор аренды земельного участка не вносились», – указал он.

Ранее Алексей Горбунов говорил о том, что с начала 2014 г. на территории Москвы по факту нарушения разрешенного способа использования земельных участков составлено более 160 протоколов об административных правонарушениях.


…а зря
Еще в январе информагентства сообщали, что власти могут исключить из схемы размещения на 2014 год 22 сезонных летних кафе при стационарных предприятиях общественного питания в центре Москвы, владельцы которых нарушили сроки демонтажа объектов. Три кафе продолжали работать на ул. Мясницкая, дом 37, строение 3; Краснопресненской наб., дом 14А; ул. Малая Бронная, владение 24, строение 1.

Все летние кафе в городе владельцы должны были демонтировать до 15 ноября.

В конце апреля правительство Москвы утвердило требования к обустройству сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания, согласно которым, в частности, запрещается установка шатров, а также использование кирпича, остекления, пленки и некоторых других материалов, следует из постановления, опубликованного на сайте мэрии.

Согласно требованиям, для размещения такого кафе требуется проект архитектурно-художественного решения, согласованный с Москомархитектурой. Проект должен быть привязан к архитектурным элементам фасадов зданий, где находится стационарное предприятие общественного питания. Он должен также соответствовать колористическому решению фасада и стилистике здания и окружающей застройки.

«При оборудовании сезонных кафе используются сборно-разборные конструкции. Не допускается использование кирпича, строительных блоков и плит, монолитного бетона, железобетона, стальных профилированных листов, баннерной ткани», – указывается в документе. Также нельзя использовать остекление, сплошные металлические панели и сайдинг-панели, а для облицовки элементов кафе и навеса нельзя использовать пленку, черепицу, металл, рубероид. В составе мебели в летнем кафе могут использоваться столы, стулья, диваны, кресла, но там не должно быть дачной, садовой и интерьерной мебели.

Согласно постановлению, также не допускается использование шатров. Правда, владельцы стационарных предприятий общественного питания могут при обустройстве летних кафе устанавливать однокупольные или многокупольные зонты, высота которых не должна превышать высоту первого этажа. Рекомендуется использовать материалы пастельных тонов.

Как следует из документа, обустройство сезонных кафе внутри ТТК подлежит приведению в соответствие с этими требованиями не позднее 1 января 2015 г., а за пределами ТТК – не позднее 1 января 2016 г.

Вот о том, как организовать пространство для курильщиков, и стоит подумать предпринимателям. Хотя, можно понадеяться и на российский авось.


Сможет ли работать закон?
Если посетитель в ресторане закурит, то в соответствии с законом администрация должна выставить ему счет за оказанные услуги и дождаться приезда полиции, которая имеет право выписать нарушителю штраф.

Представим себе, что в из многотысячных пабов и кафе Москвы одновременно в полицию раздалось 5000 вызовов. По поводу незаконного курения. А у полиции одновременно сколько-то грабежей, убийств и т.д. Куда поедет дежурный наряд и что выслушает вызвавший полицию по поводу курения администратор?

Скорее всего, реальная ситуация будет иной. Закуривший нарушитель, если он в трезвом уме, просто уйдет, оплатив счет (задержать его никто не имеет права), оставляя администрацию разбираться с полицией. А органы правопорядка выпишут штраф владельцу бизнеса – мол, на подведомственной ему территории курили.

И что дальше? Будет администратор второй раз вызывать полицию?


Офисы
Еще в 2011 г. www.irn.ru писал, что места для курения в офисах экономят работодателю почти 300 000 руб. в год. Компания «Астарта престиж» подсчитала, сколько работодатель может сэкономить на курильщиках.

Расчеты абсолютно нехитры. Если в компании курят хотя бы восемь человек, тратя около 10 минут каждый час, одеваясь зимой и спускаясь на улицу, то при средней зарплате менеджера 30 000 руб. в течение месяца владелец бизнеса впустую тратит ни много ни мало – 5000 руб.

В год сумма составляет около 440 000 руб. При сокращении времени на курение до трех минут (этого легко достичь, оборудовав место для курения), эта сумма снижается в три раза.

Не стоит забывать, отмечает замруководителя IRN.RU, что многие, особенно молодые, сотрудники предпочитают выбегать на зимнюю улицу в одних рубашках или костюмах. Затем – простуды, воспаления легких…

Для справки: по данным Росстата, в 2008 году в Российской Федерации курило 33,7% взрослого населения. Проведенное в 2013 г. исследование демонстрирует снижение показателя распространенности курения до 28,3% в начале 2013 г.

А вот Всемирная организация здравоохранения давала оценку, что в России в 2013 г. курят 44 млн человек (из 143,5 млн населения, по данным «Википедии»), ежегодно потребляя 390 млрд сигарет. Это половина или больше взрослого населения, отмечают в www.irn.ru. В Минздраве России отчитались, что год антитабачных запретов уже дал эффект – курить в стране стали меньше на 16-17%. Падение продаж фиксируют и производители табака. По итогам первого квартала 2014 г. в Japan Tobacco International заявили о падении отгрузок сигарет на 12,1%, в Philip Morris International – на 8,9%, в British American Tobacco – на 12%. По данным Росстата, производство табака в России в первом квартале 2014 г. упало на 800 млн пачек (16 млрд сигарет). Что же, в первые годы в Европе такие тенденции тоже фиксировались.