Развитие низкорисковых направлений бизнеса на рынке недвижимости должно стать защитой от кризиса и ответом на изменившиеся правила игры. Об этом заявил управляющий партнер ГК «Глубина» Дмитрий Гусев на круглом столе «Изменения правил игры на загородном рынке: новые условия, законы, налоги, политика». Форум был организован аналитическим центром «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» в рамках деловой программы выставки «Домэкспо» в Гостином дворе.

Среди тенденций, которые наиболее актуальны на сегодняшнем рынке, он выделил главное предпочтение потребителей — качество. Эксперт подчеркнул, что речь идет не только о качестве самой квартиры или дома — важно комплексное взаимодействие факторов: от инженерии до окружения, социального, природного, общего территориального контекста, в котором находится объект купли-продажи.

Второй важный фактор — значительное повышение мобильности потребителей. Не только территориальной — из Москвы в Подмосковье и обратно, не только из города в город; но и социальной.

Тревожный момент — подходит к исчерпанию база платежеспособности потребителей, как при наличных покупках, так и в ипотеку. «Это не только наше мнение: мы советовались со специалистами АИЖК, с нашими партнерскими банками», — подчеркнул он. Учитывая современные реалии — размер первоначального взноса, уровень процентных ставок, — условий для значимого роста объемов займов [в Московском регионе, да и в других], по крайней мере, нет. Темпы роста спроса начинают отставать от темпов роста предложения.

Есть и еще один важный — демографический — фактор, о котором часто забывают. (Подробнее см. статью «Рост цен на недвижимость возможен без резких взлетов«.) Сейчас в активную фазу экономической деятельности входит поколение 1990-х гг. Тот период был «демографическим провалом», рождаемость была очень низкой. Соответственно, будет меньше потенциальных покупателей, меньше экономически активного населения как такового. С этим тоже нельзя не считаться.

Инженерная инфраструктура

«Основываясь на анализе приведенных факторов, мы приняли решение диверсифицировать инвестиционный портфель, — сказал Гусев. — Количество спекулятивных активов (в том числе квартир, которые мы приобретаем у наших же застройщиков, — а „Глубина“ является в первую очередь инвестором) мы постепенно сокращаем. Зато расширяем портфель „длинных“ активов. Во-первых, это объекты, которые генерируют финансовые потоки вне зависимости от продаж новых квартир или новых домов новым потребителям. Во-вторых, это активы, не связанные со строительными или титульными рисками. В-третьих, это активы, которые улучшают качество традиционных товарных единиц — квартир или таунхаусов».

Какими могут быть такие активы. В первую очередь, это объекты инженерной инфраструктуры. «О необходимости привлечения инвестиций в этот сектор уже заявляет правительство Московской области, и мы полностью согласны с этой мыслью», — заявил Дмитрий Гусев (подробнее см. «Недвижимость в Подмосковье мало построить: надо эксплуатировать»).

Некоторое время назад ГК «Глубина» уже создала специальную компанию — Unit Management & Development, UMD, — которая будет выкупать у застройщиков (в первую очередь у входящих в состав ГК «Глубина») все объекты инженерной и транспортной инфраструктуры по инвестиционной стоимости с последующей эксплуатацией и управлением. Впервые эта схема будет опробована в рамках реализации жилого комплекса «Валь д’Эмероль» (в середине 2014 г. первая очередь будет введена в эксплуатацию, через 2 — 2,5 года будет закончено строительство всего комплекса). Подробнее см. в статье «Снизить цены на квартиры, повысить качество жилья и заработать на этом».

Реклама
Level Южнопортовая

Уникальные виды на реку и парки! Более 60+ планировочных решений. 10 минут пешком до метро. Скидки до 20%!

от 7,5 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АПД. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Бауманская

Камерный проект с акцентом на приватность. 15 минут пешком до двух станций метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 13,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Вектор движения. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Причальный

Ключи в день покупки! Квартиры с видом на Москву-реку. 7 минут пешком до метро «Шелепиха». Скидки до 20%.

от 15,5 млн руб.
Застройщик: АО СЗ ИНСПАЙР. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Селигерская

Комфорт-класс с авторской архитектурой. 10 минут пешком до метро «Селигерская». Увеличенные скидки до 20%!

от 8,7 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Селигерский. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нижегородская

Старт продаж новых корпусов! Проект комфорт-класса от Level. Увеличенная скидка 20% + дополнительные 3%.

от 9,2 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Нижегородская. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нагатинская

Ключи скоро! Квартиры бизнес-класса с видом на Москву-реку. 15 мин пешком до метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 12,2 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Инвестиционное развитие. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Академическая

Камерный проект в престижном районе с готовой инфраструктурой. Близость к центру. Увеличенные скидки до 20%!

от 14,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Академическая. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Стрешнево

Бизнес-класс у воды! 100% апартаментов с видом на воду. Редкие форматы. Скидка 15%.

от 12 млн руб.
Застройщик: АО СЗ МКСМ. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.

Для справки: в этом проекте примерно 4000 квартир, стоимость возведения инженерных и транспортных объектов превышает 1 млрд руб. Компания UMD покупает последние по этой цене у застройщика, срок окупаемости объектов для нее составит примерно 12 лет.

Средний бизнес-план, когда в расчет берется набор из водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и т. д., показывает доходность от 8% годовых (наиболее пессимистичный прогноз) до 10–11% годовых в реальной перспективе. А если рассчитывать доходность на собственный капитал (с учетом выплат по банковским кредитам), то доходность оказывается на уровне 20% и более годовых.

Социальная инфраструктура

Вторая тема, которая всегда была нагрузкой, но может быть монетизирована — социальная инфраструктура. Школы, детские сады, больницы. Ее недостаток в том, что в большей степени нужно задействовать недостаточно отработанный инструмент государственно-частного партнерства.

Этот бизнес пока не задействован, но подходы к нему активно изучаются. Понятно, что поликлиники, детские сады — все то, что нужно в больших комплексах — это повышение общего качества проекта. А значит, повышение ликвидности, повышение эффективности инвестиций в спекулятивные активы.

Арендное жилье

Тема, которая многим уже набила оскомину. За последнее время реальных, готовых, хорошо выполненных проектов в этой области не было. Но с учетом повышения мобильности населения и демографических факторов необходимость такого жилья возрастает. Особенно в свете ослабления базы платежеспособного спроса на приобретение квартир. Хотя потребность в жилье остается.

Сейчас ГК «Глубина» создала еще одну специальную компанию, которая готовится к проведению первых сделок по формированию фонда арендного жилья. Консолидированно можно в этом сегменте говорить о 8–9% годовых. По словам Дмитрия Гусева, в этом проекте будут участвовать квартиры в комплексах «Валь д’Эмероль» и «Лесной ГородОК». Арендный фонд будет разбросан по разным домам в этих комплексах, а следующим шагом станет формирование дополнительного комплекса услуг, ориентированного специально на арендное жилье. Неважно, будет ли в результате разрозненный фонд, будет ли специальный дом под аренду — это должно быть качественное, удобное жилье, подчеркнул эксперт.