IRN.RU в гостях у Анны Лупашко, президента Российской гильдии риэлторов (РГР)

Через рынок недвижимости ежегодно прокачиваются финансовые потоки, исчисляемые миллиардами, и в большинстве сделок участвуют риелторы. Однако уровень риелторских услуг не всегда соответствует ожиданиям клиентов, которые обращаются за помощью по продаже, покупке недвижимости или по проведению других сделок с жилыми и нежилыми помещениями. Вместе с тем, наиболее авторитетные риелторские компании входят в региональные профессиональные ассоциации, которые создают правила работы на рынке, занимаются обучением персонала, проводят сертификацию деятельности компаний, а также осуществляют защиту прав потребителей риелторских услуг.

Российская гильдия риэлторов – это координирующий центр, который на протяжении 20 лет развивает цивилизованный рынок недвижимости России, определяет его ориентиры. И как раз с деятельностью Гильдии связаны надежды на то, что в ближайшем будущем ситуация на рынке недвижимости изменится в лучшую сторону - право оказывать риелторские услуги получат только аттестованные специалисты, работающие в сертифицированных компаниях, а число конфликтных ситуаций уменьшится.

О том, какие механизмы по защите прав потребителей риелторских услуг уже запущены, как они действуют, и какие новые появятся в недалеком будущем, обозреватель портала «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» поговорил с Анной Лупашко, президентом Российской гильдии риэлторов (РГР).

Анна Ивановна, в глазах многих клиентов, которые приходят на рынок недвижимости и сталкиваются с какими-то проблемами, РГР – прежде всего ассоциируется с организацией, отстаивающей интересы профессиональных компаний, которые являются ее членами. Насколько справедлива такая точка зрения? Какая роль в деятельности РГР отведена потребителям риелторских услуг, а попросту - клиентам компаний - членов РГР?

Вы абсолютно правы, РГР - это общественная организация, объединяющая и отстаивающая интересы профессиональных участников рынка недвижимости России. Вместе с тем, миссия РГР - создание и развитие в России цивилизованного рынка недвижимости, что невозможно без учета интересов всех участников рынка в комплексе, не только профессионалов. Безусловно, самыми важными участниками цивилизованного рынка недвижимости являются потребители риелторских услуг. Поэтому защита интересов и прав клиентов риелторских компаний – одна из основных целей, которой мы руководствуемся в своей деятельности.

Какие механизмы по защите прав потребителей предлагает РГР?

Российская гильдия риэлторов – это национальная организация профессиональных участников рынка недвижимости. Она объединяет региональные профессиональные ассоциации и создает национальные стандарты, в том числе в области защиты прав потребителей. Это достаточно большой комплекс мер, начиная от института сертификации компаний и аттестации специалистов и заканчивая постоянно действующими комитетами защиты прав потребителей во всех наших регионах.

Как работает предлагаемый механизм по защите прав потребителей? Например, если клиент остался недовольным работой риелтора?

Реклама
Level Стрешнево

Бизнес-класс у воды! 100% апартаментов с видом на воду. Редкие форматы. Скидка 15%.

от 11,6 млн руб.
Застройщик: АО СЗ МКСМ. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нижегородская

Старт продаж новых корпусов! Проект комфорт-класса от Level. Увеличенная скидка 20% + дополнительные 3%!

от 8,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Нижегородская. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Квартал AFI Park «Воронцовский»

Приватный квартал бизнес-класса. Дом построен! Квартиры с дровяными каминами. Скидки до 13%

от 17 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АКВАМАРЕ УНО. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Бауманская

Камерный проект с акцентом на приватность. 15 минут пешком до двух станций метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 13,8 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Вектор движения. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Академическая

Камерный проект в престижном районе с готовой инфраструктурой. Близость к центру. Увеличенные скидки до 20%!

от 14,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Академическая. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Селигерская

Комфорт-класс с авторской архитектурой. 10 минут пешком до метро «Селигерская». Увеличенные скидки до 20%!

от 8,1 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Ильменский. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нагатинская

Ключи скоро! Квартиры бизнес-класса с видом на Москву-реку. 15 мин пешком до метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 11,7 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Инвестиционное развитие. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Южнопортовая

Уникальные виды на реку и парки! Более 60+ планировочных решений. 10 минут пешком до метро. Скидки до 20%!

от 6,8 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АПД. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Причальный

Ключи в день покупки! Квартиры с видом на Москву-реку. 7 минут пешком до метро «Шелепиха». Скидки до 20%.

от 13,2 млн руб.
Застройщик: АО СЗ ИНСПАЙР. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.

Сначала вопрос решается внутри организации, которая оказывала услугу. Клиент может подать заявление в специально созданную комиссию по разрешению конфликтных ситуаций. Если конфликт не удалось разрешить на уровне компании, то можно перейти на следующую ступень, она тоже, как и первая, - бесплатная для клиента. Это комитет по защите прав потребителей риелторских услуг. В Москве, например, это КЗРПУ МАР. Клиент может подать заявление, которое обязательно будет рассмотрено на заседании комитета в присутствии обеих сторон спора. После чего комитет выносит решение. Практика работы московского КЗППРУ такова, что мы используем все возможности, чтобы урегулировать конфликт, и в 80% случаев нам это удается.

Но можно же предположить, что такой сценарий не всегда возможен, так как если бы компания и клиент смогли договориться раньше, то дело не дошло бы до рассмотрения его на заседании комитета. Что делать дальше?

Еще один инструмент, который есть в распоряжении клиентов и компаний - членов региональных ассоциаций риелторов, – это третейские суды. Они созданы в ряде регионов. Много лет назад такой суд был учрежден и в Москве по совместной инициативе МАР и РГР, но является полностью независимым и рассматривает споры между всеми участниками рынка недвижимости. В такой суд могут подать иски как физические лица, так и компании, при условии, если у них есть специальное соглашение, чтобы рассмотреть дело в третейском суде.

Какие преимущества имеет третейский суд по сравнению с судами общей юрисдикции?

Независимый третейский суд занимается решением споров только на рынке недвижимости, это специализированный суд. Судьями являются либо руководители крупных риелторских компаний, либо руководители юридических служб этих компаний. То есть люди, которые непосредственно каждый день работают на рынке недвижимости и хорошо знают не только законодательство РФ, но и имеют реальную практику оборота недвижимости, а это немаловажно при вынесении решений. Состав суда назначается председателем суда, по ходатайству сторон, для рассмотрения каждого конкретного дела. И если, например, будут поданы иски в отношении тех компаний, чьи представители являются судьями, председатель третейского суда не назначит этих судей для участия в данном судебном процессе, а определит других, даже если сторона будет настаивать. Очень важны сроки рассмотрения споров, они в третейских судах значительно меньше, чем в судах общей юрисдикции. И гораздо дешевле…

На практике клиенты часто обращаются в третейский суд?

На практике клиенты сначала стараются использовать бесплатные рычаги воздействия на ситуацию. Если же приходится идти в третейский суд, то издержки оказываются значительно ниже, чем при обращении в суды общей юрисдикции или в арбитраж. Вместе с тем третейский суд может рассматривать как споры, подведомственные судам общей юрисдикции, то есть между гражданином и юридическим лицом, так и арбитражные - между юридическими лицами. Решение третейского суда является обязательным для исполнения.

Какие новые документы, защищающие права потребителей на рынке недвижимости, появятся в ближайшем будущем?

Профильные комитеты РГР в процессе своей деятельности обобщают практику регионов, появляются рекомендации, которые после проверки временем могут преобразоваться в стандарты. Так, на прошедшем недавно 21 Съезде РГР нами был принят национальный стандарт «Состав риелторской услуги», теперь клиенты риелторских компаний абсолютно четко понимают, какой именно перечень услуг обязаны оказать наши члены при различных операциях с недвижимостью.

На днях мне стало известно, что первое заседание вновь избранного комитета по защите прав потребителей МАР посвящено выработке рекомендаций потребителям риелторских услуг: каким образом лучше построить отношения с компанией, на что обратить внимание при заключении договора при приобретении того или иного объекта недвижимости. Комитет МАР должен будет вырабатывать рекомендации по каждому сегменту рынка: по рынку новостроек, по вторичному рынку и по рынку загородной недвижимости. После этого МАР планирует выйти с «законодательной» инициативой на национальный уровень, в РГР…

Можно ли сказать, что за последнее время такие профессиональные ассоциации, как РГР и МАР, стали больше внимания уделять защите прав потребителей?

Российская гильдия риэлторов и Московская ассоциация риелторов с момента создания выстраивали систему взаимоотношений таким образом, чтобы обязательным условием членства в РГР и МАР являлось соблюдение Кодекса этики. На заре зарождения ассоциаций МАР даже обвиняли в том, что она представляет собой закрытый клуб избранных компаний. И это действительно было так, - в 90-е члены МАРа категорически поставили задачу - построить цивилизованный рынок недвижимости. Чтобы в рядах МАР были исключительно те компании, которые готовы не на словах, а на деле соблюдать Кодекс этики и Стандарты практики, действующие в ассоциации. И история говорит, что мы были правы… К большому сожалению, и сегодня на рынке недвижимости еще встречаются компании, которые не готовы исполнять строгие законы… Поэтому МАР и РГР постоянно публикует списки своих членов, а также списки компаний, которые исключены из организаций.

Какие вопросы РГР будет решать в наступившем деловом сезоне?

Основная стратегическая задача РГР – это внедрение механизма саморегулирования на рынке недвижимости, стопроцентный переход региональных ассоциаций - членов РГР на саморегулирование. Сегодня саморегулируемые организации действуют в семи регионах: в Саратове и в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале.

А что это даст?

В настоящее время институт саморегулирования признается общественно значимым институтом. СРО гарантирует более высокий уровень качества услуг, ответственности на рынке недвижимости, поскольку все системы защиты интересов клиентов носят обязательный характер. По сути, наши региональные организации давно уже соответствуют требованиям законодательства о СРО…, но мы добиваемся, чтобы этот факт признало государство.

Когда СРО появилась на рынке недвижимости Москвы?

В декабре 2011 года.

В СРО МАР могут вступить все члены МАР?

Только те, которые прошли сертификацию. В 2002 году РГР была создана система добровольной сертификации услуг на рынке недвижимости. Обязательными элементами системы являются обучение и аттестация специалистов риелторских компаний, страхование профессиональной ответственности. В рядах МАР есть не только риелторские компании, но и другие профессиональные участники рынка недвижимости - девелоперские, инвестиционные, страховые компании, которые не оказывают риелторские услуги, соответственно, для них не требуется процедура сертификации риелторских услуг. На сегодня СРО МАР является коллективным членом Московской ассоциации риелторов.