Лидером первого этапа конкурса на разработку концепции «новых территорий» Москвы стало голландское архитектурное бюро ОМА. Вчера об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на замгендиректора НИиПИ Генплана Москвы Александра Колонтая. Экспертная группа конкурса на разработку концепции развития московской агломерации огласила оценки представленных на ее рассмотрение проектов.

Конкурс на разработку концепции развития московской агломерации власти Москвы объявили в начале 2012 г., напоминают в аналитическом центре «Индикаторы рынка недвижимости». В конце февраля были названы 10 коллективов, которые займутся разработкой проекта «Новой Москвы» (победители привлекают субподрядчиков для определенных видов работ). С каждым из них были заключены контракты.

Проект голландцев получил 7,8 балла из 10 возможных. По словам Колонтая, ОМА предложило создать дополнительно три сателлита Москвы (помимо юго-западного направления). По его мнению, новые сателлиты нужно создать на основе наукоградов Сколково и Фрязево. На втором месте оказалась команда испанского архитектора Рикардо Бофилла, которая набрала 7,6 балла. Коллектив Антуана Грюмбаха из Франции получил 7,4 балла, французское бюро L'AUС - 7,1 балла, архитектурно-дизайнерская мастерская профессора Чернихова и команда Urban Design Associates из США - по 7 баллов, бюро «Остоженка» - 6,8 балла, ЦНИИП «Институт градостроительства» - 6,4 балла, студия итальянского архитектора Сечи Вигано - 6,3 балла.

Как отмечают в аналитическом центре «Индикаторы рынка недвижимости», об изначальном предпочтении участников разработки концепции «Большого Парижа» мэр Москвы Сергей Собянин говорил еще в конце лета прошлого года.

В сентябре 2012 г. будет проведена выставка десяти проектов с общественным обсуждением результатов конкурса. Затем жюри выберет лучшие решения по каждому из трех направлений (московской агломерации, города Москвы с присоединенными территориями и федерального правительственного центра на присоединенных территориях), и будет сформирован единый коллектив по проекту. Окончательный вариант концепции планируется сформировать в начале 2013 года.

Наименьшее количество баллов (4,8) набрала группа из Московского архитектурного института. Как отметил Колонтай, команда имеет возможность продолжить работу бесплатно. В то же время представитель МАРХИ заявил, что команда намерена выйти из состава участников конкурса.


Границы были зафиксированы
Интересно, что получившая наивысшую оценку компания OMA в разработках не ограничилась утвержденной Мосгордумой территориальной структурой «Большой Москвы». Пакет законопроектов, касающихся территориального деления Москвы и особенностей местного самоуправления после присоединения к столице новых территорий Подмосковья, был принят в окончательном чтении на заседании Мосгордумы 11 апреля.

Эти документы вносят изменения в Устав Москвы, законы «О территориальном делении Москвы», «Об организации местного самоуправления» и «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований». Изменения вступят в силу с 1 июля 2012 года, когда территория Москвы будет увеличена в 2,5 раза за счет присоединяемых земель Московской области.

Согласно принятым документам, в составе Москвы с 1 июля вместо нынешних 125 муниципальных образований будут действовать три вида внутригородских муниципальных образований: муниципальные округа (нынешние муниципальные образования Москвы), городские округа (присоединенные городские округа Троицк и Щербинка), а также поселения (19 присоединяемых городских и сельских поселений).

В состав Москвы войдут поселения Внуковское, Вороновское, Воскресенское, Десеновское, Киевский, Кленовское, Кокошкино, Краснопахорское, Марушкинское, Михайлово-Ярцевское, Московский, Мосрентген, Новофедоровское, Первомайское, Роговское, Рязановское, Щаповское, Филимоновское и Сосенское.


Комплексное развитие территорий
Строительство жилья должно быть обязательно синхронизировано с вводом объектов инфраструктуры (инженерных коммуникаций, транспорта, соцсферы), обеспечивающих нормальную жизнь людей. Это подчеркивают в последнее время все высшие должностные лица, начиная с главы правительства РФ Владимира Путина (см. подробнее «Жилищное строительство в России – исторический шанс»).

«Даже имея генеральный план, даже имея план застройки землепользования, мы должны понимать, что все процессы строительства должны быть полностью синхронизированы с графиком строительства инфраструктуры - транспортной, инженерной, социальной», - заявил мэр Москвы Сергей Собянин 23 апреля вечером на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития РФ.

Он подчеркнул, что есть «огромное количество примеров, когда у нас в поле стоят микрорайоны, проданы квартиры, а нет ни дорог, ни социальной сферы. Это вещи, которые при планировании недопустимы».

Первые шаги в этом направлении делаются, отмечают в www.irn.ru. Москва и МЖД создадут единую транспортную систему. Особое внимание при разработке концепции московской агломерации необходимо уделять транспортной составляющей и железной дороге, сказал заместитель мэра города Марат Хуснуллин на семинаре по развитию московской агломерации. По его словам, столичные власти готовят соглашение с Московской железной дорогой о создании единой транспортной системы. «Мы готовим соглашение с Московской железной дорогой о создании единой системы развития как железной дороги, так и метро и автомобильного транспорта. В эту же схему должны быть включены все транспортно-пересадочные узлы», – отметил заммэра.

Именно к этому призывал аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» сразу после того, как впервые летом прошлого года была озвучена идея присоединения «новых территорий» к столице (см. «Главный редактор IRN.RU: транспорт – основа интеграции «Большой Москвы»).

Правда, отметил Хуснуллин, значительная часть присоединяемой к Москве территории обременена рядом ограничений, связанных с землепользователями. «Для Москвы и Московской области одним из важных вопросов являются ограничения, связанные с землепользователями. Почти все земельные участки Московской области являются частными, - сказал он. – Поиск территорий для строительства транспортных коридоров следует искать не только там, где нужно, но и там, где это возможно». Заместитель мэра отметил, что транспортное обеспечение столичного региона – один из самых важных вопросов, связанных с развитием московской агломерации.


Зоны и кластеры
Присоединяемые к Москве подмосковные территории планируется разделить на несколько зон освоения и ряд функциональных кластеров – об этом говорилось еще на совещании по вопросу разработки концепции развития московской агломерации, которое в Троицке провел президент России Дмитрий Медведев.

По словам Сергея Собянина, «Новую Москву» целесообразно поделить на три градостроительные зоны с разной степенью застройки. В ближнем поясе будут строить недвижимость различного назначения, в среднем предполагается размещение локальных градостроительных комплексов и соцобъектов. Дальний, рекреационный пояс будет предназначен для развития объектов туризма и отдыха, а также сохранения сложившейся природной среды.

Одновременно присоединяемые территории планируется разделить на кластеры: административно-деловой с правительственным кварталом, финансово-деловой, университетский, медицинский, рекреационно-туристический и кластер исследований и инноваций.

О том, где разместятся зоны и кластеры непарадного назначения, но жизненно необходимые для функционирования мегаполиса – например, кладбища, которых не хватает в Москве, и свалки отходов, – пока не сообщается, отмечают в www.irn.ru.


Подробнее на тему расширения Москвы: