Компании не спешат улучшать условия труда в офисах
Кнутом и пряником станут штрафы и страховые послабления
Даже в офисах высокого класса условия труда не всегда соответствуют нормативам. Компании экономят на аренде, снимая помещения меньше положенного, не заботятся о наличии дневного света, комфортной температуры и уровня шума. Многие осознанно обходят требование законодательства по проведению аттестации рабочих мест. Для борьбы с этими нарушениями в 2012 г. предусмотрены как рост штрафов, так и послабления для работодателей. Специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» разбирались в изменениях законодательства.
Беруши и дополнительная неделя отпуска
По Конституции каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а Трудовой кодекс в свою очередь возлагает обязанности по обеспечению таких условий на работодателей. Однако, по данным Росстата за 2010 г., 29% работников трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
Работодатели обязаны обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, применении инструментов, сырья и материалов. Кроме того, они обязаны подобрать необходимые средства индивидуальной и коллективной защиты работников. Например, газонокосильщикам полагаются наушники или беруши для защиты от шума, работникам вредных производств – респираторы.
Рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда должны быть выявлены, работодатель в этом случае должен предоставить сотрудникам льготы и компенсации. Но речь не только о шахтерах, каждый день рискующих жизнями, офисные сотрудники также могут рассчитывать на компенсации. Например, сотрудникам, работающим в комнате без окна, полагается сокращенная рабочая неделя или дополнительная неделя ежегодного оплачиваемого отпуска, а при превышении температуры в офисе отметки в 28 градусов по Цельсию рабочий день должен быть сокращен.
Запад лучше заботится о российских сотрудниках
Даже белые воротнички не всегда могут рассчитывать на комфортные условия труда. «Далеко не все офисы, даже относящиеся к высокому классу, в полной мере соответствуют принятым современным представлениям о комфортном пребывании и работе сотрудников, - отмечает Дмитрий Волков, директор департамента проектного брокериджа, консалтинга и оценки Praedium Oncor International. - Наиболее распространенный недостаток – низкий уровень систем кондиционирования и вентиляции, что особенно заметно в летний период, когда температура в офисе может достигать 28-30 градусов. Также можно встретить офисные помещения, в которых отмечается явный недостаток естественного освещения».
Поскольку создание комфортных условий труда – обязанность работодателя, владельцы зданий и компании, управляющие офисными помещениями, далеко не всегда заботятся о соблюдении норм трудового законодательства. «Лично мы столкнулись с БЦ, в котором из-за высокого уровня шума вентиляции арендаторы съезжали. Администрация шум ликвидировать не могла, - рассказывает руководитель отдела маркетинга департамента консалтинга GVA Sawyer Владислав Фадеев. - Поэтому такие характеристики здания, как глубина этажа, наличие и эффективность кондиционирования, в меньшей степени связаны с условиями труда и нормативами по охране труда, сколько со спросом на данные офисы со стороны арендаторов».
Западные компании, работающие в России, чаще следят за комфортным пребыванием сотрудников в офисе. Например, по словам Дмитрия Волкова, нормативы размера одного рабочего места в западных компаниях превышают представления российских компаний на 20-30%. Очень часто в их офисах можно встретить продуманные зоны отдыха, значительное количество кофе-поинтов и chat-зон, зеленых элементов. «Все это в совокупности позволяет сотрудникам чувствовать себя более комфортно, повышается производительность труда. В среде российских компаний только недавно наметилась подобная тенденция», - говорит эксперт.
Закон не писан
Компании обязаны проводить аттестацию всех рабочих мест, которая позволяет выявить вредные условия труда. В сентябре 2011 г. вступили в силу изменения в порядок ее проведения, предусмотренные приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342. Аттестацию, как и раньше, предписывается проводить раз в пять лет. Однако при создании нового рабочего места в течение 60 дней должна быть проведена внеочередная аттестация. Также внеплановая аттестация проводится по результатам государственной экспертизы условий труда, при замене оборудования или технологического процесса или при приведении условий труда в соответствие с государственными нормативами.
Одним из важнейших изменений стало обязательное привлечение независимой аттестационной организации – раньше работодатели могли провести аттестацию своими силами. Помимо такой организации в аттестационную комиссию должны входить представители работодателя, специалист по охране труда, представители профсоюзной организации. Требование о включении в комиссию члена профсоюза представителя появилось впервые. Если профсоюза в компании нет вообще, работники могут выбрать на общем собрании совет трудового коллектива, в аттестационную организацию в этом случае войдет представитель этого совета.
Стоит отметить, что услуги аттестационных организаций платные. По словам руководителя информационного отдела Института прогрессивных технологий Сергея Журавлева, в среднем по рынку проверка одного рабочего места составляет 3000-3500 руб. Однако это очень усредненная цифра, все зависит как от ценовой политики организации, так и от характера труда на рабочем месте. Например, аттестация рабочего на заводе будет стоить дороже, чем проверка рабочего места офисного сотрудника. По оценкам специалистов компании Delta Estate, стоимость такой процедуры варьируется от 2000 до 12 000 руб. за одно рабочее место.
Аттестационные организации обязаны иметь аккредитацию Минздравсоцразвития. Все аккредитованные организации представлены в специальном реестре министерства. В конце декабря в этом реестре было зарегистрировано более 2000 организаций, среди которых 646 могут оказывать услуги по проведению аттестации рабочих мест, остальные компании специализируются на других сферах охраны труда.
После проведения замеров аттестационная организация в течение месяца готовит отчет об аттестации. У аттестационной комиссии есть 10 дней на рассмотрение отчета с даты его получения. Затем в течение 10 дней с даты поступления протокола аттестационной комиссии работодатель должен подписать приказ о завершении аттестации. Еще один важный момент – каждый сотрудник под личную подпись должен быть ознакомлен с результатами аттестации своего рабочего места.
Кнут и пряник
Несмотря на обязательный характер аттестации рабочих мест, ее проводят далеко не все работодатели. Согласно опросу исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru среди представителей кадровых служб, всего 24% компаний регулярно и по всем правилам проводят аттестацию, а в 9% компаний аттестация проводится, но носит чисто условный характер. 42% опрошенных признались, что в их компаниях аттестации не проводятся вовсе, 25% не смогли ответить на вопрос.
«Обязанность работодателя проводить аттестацию закреплена ТК (ст. 212), но на практике аттестацию рабочих мест проводят прежде всего работодатели на крупных промышленных предприятиях, где от ее проведения зависит, например, оформление досрочной пенсии, - отмечает Владислав Фадеев (GVA Sawyer). - Чем меньше предприятие, тем больше вероятность, что оно не проводит своевременные аттестации рабочих мест».
Данные опроса Superjob.ru подтверждают слова эксперта: 52% представителей компаний с численностью сотрудников от 50 до 100 человек заявили, что аттестации не проводятся в принципе, а среди представителей крупных организаций (более 5000 человек) их доля оказалась лишь 29%.
В 2012 г. депутаты Госдумы планируют увеличить штраф за непроведение аттестации до 600 000 руб. с нынешних 30 000 - 50 000 руб. Но власти в деле мотивации предпринимателей используют не только кнут, но и пряник. Согласно поправкам в закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которые вступили в силу 1 января 2012 г., от результатов аттестации будет зависеть размер страховых взносов на травматизм. Скидка к страховому тарифу в случае прохождения аттестации может составить до 40%. Кроме того, при расчете тарифа будут учитываться данные по условиям труда и травматизма за три года, а не за один, как было ранее.
Уже за первый квартал наступившего года работодатели должны будут внести данные об аттестации в отчет, который предоставляется в Фонд социального страхования (ФСС). Поэтому, вводя страховые льготы, власти планируют не только стимулировать проведение аттестаций, но и быстрее получать информацию о них.
Насколько действенными окажутся эти меры, будет ясно уже в нынешнем году. Пока же для многих компаний, особенно в сфере малого бизнеса, затраты слишком высоки, поэтому они будут стараться избежать аттестации рабочих мест. По мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», необходимо найти золотую середину, когда права сотрудников будут эффективно защищаться, но для малого бизнеса не возникнет дополнительной нагрузки.