Власти Москвы намерены шлагбаумами оградить дворовые территории от несанкционированных парковок. Пока что, как передает «Интерфакс», бесплатно это можно сделать только в Центральном административном округе, но в будущем, возможно, такая практика распространится и на другие районы Москвы. Идея в целом укладывается в идеологию транспортно-парковочной программы новой московской власти (подробнее в статьях «Еще 300 верст дорог в Москве», «Пробки»: политическая воля нужна не только в градостроительстве», «Политическая воля и высокая цена парковки освободят Москву от пробок» и «Москве необходим баланс между «недобором» и «перебором» парковок»), отмечают в аналитическом центре «Индикаторы рынка недвижимости», однако при ближайшем рассмотрении вызывает много вопросов.

Идея шлагбаумов получила публичную огласку после того, как столичный градоначальник Сергей Собянин в пятницу зашел во двор домов 10-16 старой постройки в 1-м Хорошевском проезде недалеко от станции метро «Беговая», где пообщался с жителями.

Один из них показал мэру автоматические ворота, установленные на въезде во двор, пульт от которых есть у каждого жителя. Созданное жильцами некоммерческое партнерство также установило камеры видеонаблюдения и собирается установить пункт охраны.

«Молодцы, это очень интересный пример, потому что во многих дворах организуются несанкционированные парковки, на которых не жители паркуются, – похвалил Собянин. – Мы сейчас как раз смотрим, как подобную схему перенести в другие московские дворы, чтобы они были защищены от несанкционированной парковки. Такой пример очень полезный», – добавил мэр.

Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе префектуры Центрального административного округа столицы, шлагбаумы на въезде во дворы центра города установят за счет средств бюджета Москвы. «Теперь по запросу жильцов их дворовая территория будет огорожена шлагбаумом, приобретенным и установленным за счет городских средств. Для этого достаточно будет написать коллективное заявление и подать его в районную управу при условии, что собственники дополнительно к шлагбауму за свой счет привлекут охрану», – пояснил собеседник агентства.

Однако такая внезапная щедрость московского правительства у аналитиков www.irn.ru вызвала некоторое недоумение. Такие уж они люди, эти аналитики, везде ищут подвох.

Стоит сначала подумать о простых бытовых мелочах. Например, жилец вызвал такси, чтобы поехать на вокзал или в аэропорт. Если дом большой, то ворота или шлагбаум будут видны не из каждого окна, да и радиус действия пульта вряд ли позволит открыть машине ворота дистанционно. Значит,  нужно идти к воротам с багажом, что неудобно. Или нужно в вечернем наряде поехать на светский раут: что же, брести под дождем или снегом до ворот?

Та же проблема возникает с приездом скорой или мусороуборочной машины. Пожарные, скорее всего, просто бампером снесут шлагбаум, но если вместо него будут серьезные металлические ворота, у них тоже возникнут проблемы. Так что пожнадзор, скорее всего, такую инициативу не одобрит.

Проще всего было бы оборудовать ворота или шлагбаум системой интеркома по типу домофонной. Однако в префектуре ЦАО говорят о том, что для установки шлагбаума за счет городского бюджета жильцы должны нанять охрану. Та, естественно, должна быть круглосуточной. Это подразумевает 4-8 человек, труд которых должны оплачивать жильцы. Прикинем: при зарплате всего в 25 000 руб. финансовая нагрузка составит 100 000 - 200 000 в месяц. Допустим, в доме 200 квартир. От 500 до 1000 руб. на каждую. В случае заключения легального договора с охранной фирмой (а скорее всего, префектура потребует именно это в качестве подтверждения существования охраны) расходы вырастают втрое-вчетверо – белые доходы подразумевают немаленькое налоговое бремя (об этом скажет любой предприниматель), офисные расходы, оплату форменной одежды, спецсредств и т.д. Хотя «охране» как таковой не будет ставиться задача именно охраны территории двора или имущества граждан, вот ведь что обидно, в ее функции будет входить именно подъем-опускание шлагбаума, то есть нажимание на одну-единственную кнопку. Но оплату любая охранная фирма все равно возьмет как за полный минимальный комплекс услуг.

Теперь следует сделать еще один шаг вперед в предвидении проблем. А кто будет заключать этот договор с охранной фирмой? Жильцы как физические лица? Не получится. А чтобы заключить коллективный договор, потребуется создать товарищество собственников жилья. Именно к этому как раз, по мнению www.irn.ru, и подталкивает лишний раз правительство Москвы жителей. Затраты на установку шлагбаума не очень большие, а вот как только будет создано ТСЖ, то на него лягут все расходы по капитальному и текущему ремонту зданий, что как раз для центра Москвы с его старым и ветхим жилым фондом является серьезной финансовой нагрузкой на бюджет ЦАО. (Подробнее см. в статье «Аварийные дома подсчитали по всей России».)

Есть и еще один момент, который стоит держать в голове, размышляя о необходимости охраны при шлагбауме. Еще замечательный писатель Михаил Жванецкий говорил: «Что охраняешь, то имеешь». Неужели кто-то всерьез может думать, что охрана при шлагбауме обойдется без «безгрешных доходов», как это называлось в царской Руси? Сто рублей, и шлагбаум тут же поднимется, а охранник еще и пообещает к вечеру лобовое стекло протереть, если в этом дворе запаркуется сотрудник соседнего бизнес-центра, в котором при согласовании проекта строительства московские власти закрыли глаза на отсутствие или недостаток парковочных мест. И рад бы этот сотрудник официально платить за место во дворе или в подземном паркинге у себя на работе, да вот беда – нет такого места.

Более того, охранник, получивший сотню в день, будет внимательно следить, чтобы упаси бог, мальчишки пропущенную машину не поцарапали. А вот внимания на безопасность подъездов, на визиты подозрительных граждан или на прекращение пьяной драки во дворе у него уже не хватит (подробнее см. в статье «Безопасность районов Москвы не всегда коррелируется со стоимостью недвижимости в них»). Он же по должностной инструкции обязан в первую очередь на кнопки шлагбаума нажимать.