Идею создания столичного федерального округа, озвученную президентом Дмитриевым Медведевым на Санкт-Петербургском экономическом форуме в пятницу, 17 июня 2011 г., можно с полным правом назвать по своей красоте макиавеллиевской, считают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». С одной стороны, она логично разрешает много назревших проблем, с другой – развязывает руки мэру Москвы Сергею Собянину для запуска передела рынка в интересах новых приближенных к политическому олимпу.

Столица, несмотря на многолетние припевки журналистов и политиков, оказалась резиновой. Расширение границ Москвы состоится. Возникает вопрос – до каких пределов. Спешные разъяснения Собянина и других чиновников показали, что речь не идет о полном политическом и юридическом объединении города с областью, в пользу чего давно туманно высказывался экс-мэр Юрий Лужков.


Два варианта 

Впрочем, зачем же Москве присоединять к себе отдаленные умирающие выселки с их социально-экономическими проблемами, а ее мэру брать на себя головную боль в виде заботы о сельскохозяйственных вопросах, например, в виде посевной и уборочной. А вот получить под контроль бурно развивающиеся города-сателлиты Подмосковья плюс самую лакомую вблизи МКАД землю под жилищное строительство – наверное, столичной власти хотелось бы. Это тема более близкая.

Поэтому сценарий, на который намекнул Сергей Собянин, об образовании нового города-спутника, куда переедут многие федеральные учреждения, упомянув мимоходом Люберецкий район, выглядит наиболее вероятным. Как иронически заметил руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко, возможно создание некоего аналога Вашингтона по отношению к Нью-Йорку. В одном месте сосредоточены органы государственной власти, в другом – экономическая и финансовая мощь.

Помощник президента Аркадий Дворкович со своей стороны пояснил, что «за эти границы будет выведено большинство правительственных учреждений». По его словам, вывод госучреждений за пределы Москвы позволит облегчить нагрузку на дорожный трафик столицы из-за перемещений чиновников из ведомства в ведомство.

Правда, Дворкович затруднился сказать, в каких точно границах будет располагаться новый федеральный округ. «Речь идет не только о Зеленограде и Бутово, речь идет о больших границах», – сказал помощник президента.

А вот это уже интереснее. Если речь идет не только о присоединении городов-сателлитов по типу подмосковного Реутова (где через дорогу вполне московское Новокосино), а о больших территориях, то вполне возможно, что новой окружной дорогой – МКАД - станет «первая бетонка» в радиусе 50 км от центра Москвы. Хотя столь кардинальное расширение городской черты все же кажется сомнительным.

Вероятнее все же включение в рамки Москвы ряда городов-сателлитов, которые и так полностью интегрированы в столичную экономическую, трудовую и транспортную инфраструктуру.


Новые возможности

Не стоит останавливаться подробно на вопросах транспортной интеграции вылетных магистралей Москвы и подмосковных узких шоссе (см. статьи «Транспорт и дороги – главный приоритет Москвы», «Первым делом – транспорт и дороги. А квартиры? А жилье потом»). Дорожная ситуация в Москве и проблема парковок не раз становились темой для размышления экспертов www.irn.ru (см. также «Политическая воля и высокая цена парковки освободят Москву от пробок»).

Интереснее, что, по словам Аркадия Дворковича, с выводом госучреждений центр Москвы и облик столицы может существенно измениться. «Это позволит изменить облик Москвы. Сотни зданий, где располагаются госучреждения, – на этих местах могут появиться другие, более комфортные здания», – отметил он.

А вот это уже означает серьезный передел рынка. После формального запрета на новое строительство в центре Москвы, реконструкция, реновация или просто снос бывших правительственных зданий и возведение более современных на их месте дают доступ инвесторам, строителям, девелоперам к площадкам и объектам, о которых раньше и мечтать не приходилось. (Подробнее см. «Запрет на строительство в центре – популизм или реальность?».)

Тем более что не обязательно покушаться на святое – федеральные памятники старины. Есть много федеральных и областных ведомств, которые можно вывести за МКАД. А освободившиеся здания представляют собой много интересных «вкусных» адресов.

«В принципе, для Москвы в целом это можно рассматривать как позитивную перспективу, – говорит руководитель www.irn.ru Олег Репченко. – Действительно, современные комфортные здания будут выигрышем для столицы, заменив нынешние совковые конторы. А уж кто именно на этом заработает – компании, подконтрольные Елене Батуриной, или структуры, близкие новой московской власти, – рядового москвича волнует не слишком сильно».

Поэтому понятен оптимизм министра финансов Алексея Кудрина. Расширить границы Москвы, создав «столичный федеральный округ», и перенести за эти границы значительную долю государственных учреждений федерального уровня «не будет стоить нисколько», – сказал он, отвечая на вопрос журналистов, сколько такой переезд будет стоить бюджету.

«Тот принцип, который предложил президент, ... будет связан с тем, что мы должны будем эффективно распорядиться теми зданиями, имуществом, активами, которыми сейчас распоряжается правительство в центре города, и тем самым в долгосрочной перспективе свести к нулю стоимость такого переезда», – пояснил глава Минфина.

А если еще и трафик в центре действительно разгрузится – москвичи с удовольствием поблагодарят хоть «питерских», хоть «люберецких».


Ближнее Подмосковье

Идея интеграции Москвы с ближним Подмосковьем одновременно решает еще один давно назревший вопрос – проблемы аэропортов. Снимаются проблемы по содержанию и обслуживанию Внуково, Домодедово и т.д.

Одновременно теряют смысл разбирательства о принадлежности внешней стороны МКАД. Не говоря уже об организации движения около торговых мегацентров. Некоторые российские и западные компании, например, IKEA, выбравшие в свое время расположение в области из-за меньшего налогообложения, теперь автоматически «вернутся в семью». А уж финансированием дорожных развязок на прилегающих участках дорог заняться им, скорее всего, придется.

А вот сельское хозяйство и промышленность подальше от города вполне, по замыслу, могут остаться в ведении правительства Московской области.


Петербург и Ленобласть

Заявление президента Дмитрия Медведева вызвало немедленную реакцию со стороны губернатора Валентины Матвиенко, которая вновь высказалась в пользу давней идеи объединения города и области. Впрочем, ее, судя по всему, тоже устроил бы именно вариант только с прилегающими территориями. Как выразился петербургский аналитик рынка недвижимости Дмитрий Синочкин, «с точки зрения геополитики взваливать на себя заботы о Пикалево и Сланцах, заниматься проблемами Лодейнопольского и Подпорожского районов Смольному ни разу не приснилось. А вот прихватить Всеволожский район и часть Выборгского (ту, что прилегает к Курортному), «освоить» исторически близкие Ломоносовский, Тосненский и Гатчинский – это цель более понятная».

Впрочем, не обходится и без курьезов. Несколько федеральных министерств могли бы переехать в Великий Новгород, а не просто в Подмосковье, заявил в интервью «РИА Новости» губернатор Новгородской области Сергей Митин.

«Конституционный суд переехал в Санкт-Петербург, от этого ничего не изменилось ведь. Если, допустим, завтра министерство энергетики или министерство природных ресурсов переведут в Новгородскую область, что от этого изменится? Сегодня от Новгорода до Москвы за три часа «Сапсаном» спокойно можно доехать», – сказал Митин. Он подчеркнул, что перевод министерств поднял бы статус региона и тем самым помог решить проблему малонаселенности.

«В каждом регионе должно быть престижно жить. Государство может помочь в этом, разместив государственные институты с хорошей заработной платой. Люди придут высокопрофессиональные, это поднимет сразу статус любого региона», – отметил губернатор.

По его мнению, перевод федеральных министерств из Москвы в регионы не сказался бы на качестве управления. «Я сам часто утром завтракаю дома, в обед проводим совещание в Москве, вечернее совещание проводим уже в Новгороде. Скоростные поезда изменили в корне нашу жизнь, а впереди еще и скоростная автотрасса и дальнейшее развитие скоростного железнодорожного движения. И это при наличии Интернета и современных коммуникативных средств дает возможность спокойно управлять», – сказал Митин.

Что ж, идеи Нью-Васюков, видимо, не умрут никогда.


Подробнее о предыстории и развитии событий – в статьях: