«Итоги подведены, ориентиры обозначены». Таким парафразом на знаменитые из истории слова Никиты Хрущева («Наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи!») оказалась названа тема заседания 2 июня объединенной коллегии Комплекса градостроительной политики и строительства современной столицы.

Жилье оказалось на коллегии обижено вниманием (подробнее см. «Первым делом транспорт и дороги. А квартиры? А жилье потом»). Более половины времени докладчики посвятили проблемам дорожно-транспортного и парковочного строительства, отметили специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». Поэтому можно сделать вывод, что именно дороги и транспорт находятся в центре внимания столичной власти. Пускай проблему пробок к весне-2011 решить не удалось (да, в общем, никто всерьез и не рассчитывал на это), московские руководители не оставляют дорожные проблемы без внимания и готовы направить на их решение львиную долю финансирования.

Для справки:
Произошел качественный пересмотр подходов к формированию и реализации Адресной инвестиционной программы (АИП). Объем АИП в этом году составляет 382 млрд руб., что на 27% выше прошлогоднего объема. Почти треть из них в этом году – средства на объекты дорожной отрасли, по 10-15% – на транспорт и информатику, жилищное строительство и строительство коммунальной инфраструктуры.

Только финансирование предпроектных работ по транспортно-дорожной инфраструктуре составляет 4,5 млрд руб. Как пояснил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, возможность вести предпроектные работы в таком объеме очень важна для Москомархитектуры, так как позволяет делать многовариантные решения. «Сегодня выполненный предпроект – это [успешно] выполненный завтрашний день, – сказал он. – Вариантность дает возможность сравнивать решения, предпринятые в разных местах. А в результате – приводит к экономии бюджетных средств».


Магистрали
Одно из главных направлений деятельности – совершенствование 19 вылетных магистралей Москвы. Как отметил заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, уже получена предпроектная, проектная документация и заключение экспертизы по Варшавскому и Каширскому шоссе. В этом году Москва проектирует и начинает строительство восьми магистралей:

 

По словам Кузьмина, уже разработан северный дублер Можайского шоссе – Кутузовского проспекта. Это было сделано в четырех вариантах, в результате удалось добиться ориентировочного снижения стоимости строительства в два раза. Благодаря вариантности маршрутов удалось сравнить затраты на освобождение территорий, на применение различных инженерно-технических решений.

По словам Хуснуллина, проекты реконструкции Варшавского и Каширского шоссе были подготовлены в рекордно короткие сроки.

Как отмечалось ранее на одном из совещаний по развитию транспортной инфраструктуры в городе, в июне также планируется завершить разработку проекта реконструкции Рязанского проспекта. В рамках проведения работ дорогу планируется расширить до трех полос в каждом направлении.

На расширенном совещании по вопросу комплексного развития Южного округа Москвы мэр столицы Сергей Собянин говорил, что проект реконструкции Варшавского шоссе длиной 17 км рассчитан на два года и включает строительство дублеров, разворотную эстакаду у МКАД, тоннели на пересечении с улицами Красного Маяка и Подольских Курсантов, а также внеуличных пешеходных переходов, 60 карманов на остановках общественного транспорта.

В 2011 г., ориентировочно в августе, работы начнутся и на Каширском шоссе, где предстоит развязать наиболее проблемный узел транспортной системы Южного округа – пересечение с Пролетарским проспектом и проспектом Андропова. Хуснуллин подчеркнул, что в целом на Каширском шоссе планируется построить три небольших тоннеля, новую развязку на пересечении с Ореховым бульваром и шесть пешеходных переходов.

В ближайшие годы планируется построить около 300 км улично-дорожной сети, с формированием выделенных полос для общественного транспорта. (В прозвучавшей шутке на заседании коллегии было сказано: «Дабы пассажиры более современных, чем сегодня, автобусов – где будет Wi-Fi, ТВ, кондиционеры и т.д. – могли гордо проезжать мимо застрявших в пробках продолжающих ездить на собственных автомобилях».) Кроме того, планируется строительство 75 км линий и 37 станций метрополитена, а до 2020 г. – более 100 транспортно-пересадочных узлов.

Кстати, в окружении последних – на подъездах к Москве, в периферийных районах города и на малом кольце Московской железной дороги рассматривается возможность организации «комплексной цивилизованной торговли» (подробнее см. «Жилье и торговля: экономика и жизнь»). Кроме того, «цивилизованная» торговля, возможно, возобновится и ближе к центру города (см. «Эффект двоевластия на привокзальных площадях»).

Правда, о задачах, касающихся развития метрополитена, руководители городского строительства говорили с определенной опаской. По словам Кузьмина, выработка одного рабочего при строительстве метро составляет 1 млн руб. в год. А освоить нужно 200 млрд руб. в год. Значит, для реализации поставленой задачи нужно 200 000 рабочих. «Мы ищем остатки квалифицированных метростроителей не только по всей России, но и в пределах СНГ», – сказал Кузьмин. Он подчеркнул, что большинство сегодняшних занятых на стройках по своей квалификации являются разнорабочими и реализовать с их участием столь крупномасштабные проекты просто нереально.


Парковки

В Москве в 2011 г. планируется ввести в эксплуатацию 491 500 машино-мест, что станет ориентировочной ежегодной нормой для города. «Зарегистрированные в городе более 4 млн автомобилей имеют сегодня для размещения только 1,272 млн парковочных мест», – пояснил Хуснуллин.

Он отметил, что сформулирован реалистичный план на пятилетку – строительство дополнительных 2 млн парковочных мест. Для выполнения поставленных задач, по словам заместителя мэра, ежегодно в городе необходимо размещать не менее 400 000 машино-мест.

Например, в 2011 г. в Северо-Восточном округе Москвы планируется разместить 95 571 машино-место, что позволит обеспечить парковочными местами более 70% жителей округа. Об этом Хуснуллину доложили на выездном совещании в префектуре СВАО в субботу, 4 июня.

Как стало известно на совещании, в округе зарегистрировано 413 000 автомобилей. А обеспеченность машино-местами составляет 218 000. В этом году в округе появится более 95 000 мест организованного хранения транспорта, из них примерно 78 000 - 79 000 – во дворах. Машино-места в СВАО разместят также в гостиничных, торговых, административно-офисных и других нежилых помещениях.

Проблема стоимости парковок – одна из самых наболевших, отметили участники коллегии. Сейчас, когда машины часто «бросают» в неположенных местах, это тяжким бременем ложится фактически на бюджет, отмечают в www.irn.ru. Если машину поставили на обочине городской улицы, то, считайте, она заняла место стоимостью 150 000 руб.: столько стоит «пирог подушки» для строительства дорожного покрытия этой площади. Если же создать специальные парковочные места рядом с дорогой, то каждое место обойдется в 10 000 - 15 000 руб. Себестоимость многоярусных парковок – примерно 300 000 руб. за машино-место. А вот технологически сложные проекты типа под Москва-рекой или под площадями, где чаще всего нужно будет перекладывать коммуникации, обойдутся уже не менее чем в 700 000 – 1 млн руб. за машино-место.

Впрочем, как уже отмечали специалисты www.irn.ru, проблему пробок в Москве решить можно – нужна главным образом политическая воля (см. статьи «Еще 300 верст дорог в Москве», «Пробки»: политическая воля нужна не только в градостроительстве», «Политическая воля и высокая цена парковки освободят Москву от пробок» и «Москве необходим баланс между «недобором» и «перебором» парковок»).


Сергей Жарков, главный редактор портала www.irn.ru