Транспорт и дороги – главный приоритет Москвы
Заметки по итогам коллегии стройкомплекса. Часть II
«Итоги подведены, ориентиры обозначены». Таким парафразом на знаменитые из истории слова Никиты Хрущева («Наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи!») оказалась названа тема заседания 2 июня объединенной коллегии Комплекса градостроительной политики и строительства современной столицы.
Жилье оказалось на коллегии обижено вниманием (подробнее см. «Первым делом транспорт и дороги. А квартиры? А жилье потом»). Более половины времени докладчики посвятили проблемам дорожно-транспортного и парковочного строительства, отметили специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». Поэтому можно сделать вывод, что именно дороги и транспорт находятся в центре внимания столичной власти. Пускай проблему пробок к весне-2011 решить не удалось (да, в общем, никто всерьез и не рассчитывал на это), московские руководители не оставляют дорожные проблемы без внимания и готовы направить на их решение львиную долю финансирования.
Для справки:
Произошел качественный пересмотр подходов к формированию и реализации Адресной инвестиционной программы (АИП). Объем АИП в этом году составляет 382 млрд руб., что на 27% выше прошлогоднего объема. Почти треть из них в этом году – средства на объекты дорожной отрасли, по 10-15% – на транспорт и информатику, жилищное строительство и строительство коммунальной инфраструктуры.
Только финансирование предпроектных работ по транспортно-дорожной инфраструктуре составляет 4,5 млрд руб. Как пояснил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, возможность вести предпроектные работы в таком объеме очень важна для Москомархитектуры, так как позволяет делать многовариантные решения. «Сегодня выполненный предпроект – это [успешно] выполненный завтрашний день, – сказал он. – Вариантность дает возможность сравнивать решения, предпринятые в разных местах. А в результате – приводит к экономии бюджетных средств».
Магистрали
Одно из главных направлений деятельности – совершенствование 19 вылетных магистралей Москвы. Как отметил заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, уже получена предпроектная, проектная документация и заключение экспертизы по Варшавскому и Каширскому шоссе. В этом году Москва проектирует и начинает строительство восьми магистралей:
- Варшавское шоссе;
- Каширское шоссе;
- Рязанский проспект;
- Волгоградский проспект;
- Ленинградское шоссе от пересечения с МКАД до аэропорта Шереметьево;
- Можайское шоссе;
- Рублевское шоссе;
- Шоссе Энтузиастов.
По словам Кузьмина, уже разработан северный дублер Можайского шоссе – Кутузовского проспекта. Это было сделано в четырех вариантах, в результате удалось добиться ориентировочного снижения стоимости строительства в два раза. Благодаря вариантности маршрутов удалось сравнить затраты на освобождение территорий, на применение различных инженерно-технических решений.
По словам Хуснуллина, проекты реконструкции Варшавского и Каширского шоссе были подготовлены в рекордно короткие сроки.
Как отмечалось ранее на одном из совещаний по развитию транспортной инфраструктуры в городе, в июне также планируется завершить разработку проекта реконструкции Рязанского проспекта. В рамках проведения работ дорогу планируется расширить до трех полос в каждом направлении.
На расширенном совещании по вопросу комплексного развития Южного округа Москвы мэр столицы Сергей Собянин говорил, что проект реконструкции Варшавского шоссе длиной 17 км рассчитан на два года и включает строительство дублеров, разворотную эстакаду у МКАД, тоннели на пересечении с улицами Красного Маяка и Подольских Курсантов, а также внеуличных пешеходных переходов, 60 карманов на остановках общественного транспорта.
В 2011 г., ориентировочно в августе, работы начнутся и на Каширском шоссе, где предстоит развязать наиболее проблемный узел транспортной системы Южного округа – пересечение с Пролетарским проспектом и проспектом Андропова. Хуснуллин подчеркнул, что в целом на Каширском шоссе планируется построить три небольших тоннеля, новую развязку на пересечении с Ореховым бульваром и шесть пешеходных переходов.
В ближайшие годы планируется построить около 300 км улично-дорожной сети, с формированием выделенных полос для общественного транспорта. (В прозвучавшей шутке на заседании коллегии было сказано: «Дабы пассажиры более современных, чем сегодня, автобусов – где будет Wi-Fi, ТВ, кондиционеры и т.д. – могли гордо проезжать мимо застрявших в пробках продолжающих ездить на собственных автомобилях».) Кроме того, планируется строительство 75 км линий и 37 станций метрополитена, а до 2020 г. – более 100 транспортно-пересадочных узлов.
Кстати, в окружении последних – на подъездах к Москве, в периферийных районах города и на малом кольце Московской железной дороги рассматривается возможность организации «комплексной цивилизованной торговли» (подробнее см. «Жилье и торговля: экономика и жизнь»). Кроме того, «цивилизованная» торговля, возможно, возобновится и ближе к центру города (см. «Эффект двоевластия на привокзальных площадях»).
Правда, о задачах, касающихся развития метрополитена, руководители городского строительства говорили с определенной опаской. По словам Кузьмина, выработка одного рабочего при строительстве метро составляет 1 млн руб. в год. А освоить нужно 200 млрд руб. в год. Значит, для реализации поставленой задачи нужно 200 000 рабочих. «Мы ищем остатки квалифицированных метростроителей не только по всей России, но и в пределах СНГ», – сказал Кузьмин. Он подчеркнул, что большинство сегодняшних занятых на стройках по своей квалификации являются разнорабочими и реализовать с их участием столь крупномасштабные проекты просто нереально.
Парковки
В Москве в 2011 г. планируется ввести в эксплуатацию 491 500 машино-мест, что станет ориентировочной ежегодной нормой для города. «Зарегистрированные в городе более 4 млн автомобилей имеют сегодня для размещения только 1,272 млн парковочных мест», – пояснил Хуснуллин.
Он отметил, что сформулирован реалистичный план на пятилетку – строительство дополнительных 2 млн парковочных мест. Для выполнения поставленных задач, по словам заместителя мэра, ежегодно в городе необходимо размещать не менее 400 000 машино-мест.
Например, в 2011 г. в Северо-Восточном округе Москвы планируется разместить 95 571 машино-место, что позволит обеспечить парковочными местами более 70% жителей округа. Об этом Хуснуллину доложили на выездном совещании в префектуре СВАО в субботу, 4 июня.
Как стало известно на совещании, в округе зарегистрировано 413 000 автомобилей. А обеспеченность машино-местами составляет 218 000. В этом году в округе появится более 95 000 мест организованного хранения транспорта, из них примерно 78 000 - 79 000 – во дворах. Машино-места в СВАО разместят также в гостиничных, торговых, административно-офисных и других нежилых помещениях.
Проблема стоимости парковок – одна из самых наболевших, отметили участники коллегии. Сейчас, когда машины часто «бросают» в неположенных местах, это тяжким бременем ложится фактически на бюджет, отмечают в www.irn.ru. Если машину поставили на обочине городской улицы, то, считайте, она заняла место стоимостью 150 000 руб.: столько стоит «пирог подушки» для строительства дорожного покрытия этой площади. Если же создать специальные парковочные места рядом с дорогой, то каждое место обойдется в 10 000 - 15 000 руб. Себестоимость многоярусных парковок – примерно 300 000 руб. за машино-место. А вот технологически сложные проекты типа под Москва-рекой или под площадями, где чаще всего нужно будет перекладывать коммуникации, обойдутся уже не менее чем в 700 000 – 1 млн руб. за машино-место.
Впрочем, как уже отмечали специалисты www.irn.ru, проблему пробок в Москве решить можно – нужна главным образом политическая воля (см. статьи «Еще 300 верст дорог в Москве», «Пробки»: политическая воля нужна не только в градостроительстве», «Политическая воля и высокая цена парковки освободят Москву от пробок» и «Москве необходим баланс между «недобором» и «перебором» парковок»).
Сергей Жарков, главный редактор портала www.irn.ru