Роль российского риелтора в обществе
Президентом Всемирного FIABCI избран Александр Романенко
ПАФОС (Кипр) – Новым президентом Международной федерации недвижимости, FIABCI, стал россиянин Александр Романенко, президент корпорации «Адвекс. Недвижимость», сообщает аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости». Сегодня, 20 мая, в день закрытия 62-го Всемирного конгресса Федерации, объединяющей более 90 национальных бизнес-ассоциаций в области недвижимости, проходит его официальная инаугурация.
Как говорится, «нет пророков в своем отечестве». Возглавить крупнейшее мировое международное деловое сообщество в области недвижимости для россиянина еще 15 лет назад показалось бы немыслимой идеей. Во всем мире профессия риелтора – брокера или агента, – управляющего недвижимостью, консультанта представляется не менее значимой и уважаемой, чем страховщика, биржевого брокера, финансового консультанта, врача. А вот в России отношение к риелторам, мягко говоря, настороженное.
Именно с нечестными риелторами средства массовой информации часто связывают аферы с жильем, в красках описывают мучения оставшихся без крова людей. В последние годы, правда, большую долю негатива в общественном сознании оттянули на себя строители, не способные сдавать объекты в сроки и даже вообще их достраивать. Но все же осадок в восприятии риелторов остается.
Почему? Потому что слишком много было нашумевших историй с поддельными документами на квартиры, о недобросовестных риелторах, не гнушающихся вводить участников сделки в заблуждение, «страшилок» об убийствах стариков, которые продали квартиру с условием пожизненного проживания и содержания и т.д. Но почему все эти действительно трагические коллизии возникают именно на рынке недвижимости?
Как считают аналитики www.irn.ru, одна из причин – парадоксальность самого рынка. Вряд ли можно найти иной, с одной стороны, очень массовый, а с другой – где каждый отдельный объект сделки обладает столь высокой стоимостью. Например, автомобиль на вторичном рынке может стоить $5000, $15 000, даже $30 000. Но вряд ли $300 000 - 500 000. А это цена всего лишь обычной хорошей «двушки» или «трешки» в не самом плохом районе.
Угнанный же «бентли», конечно, можно попробовать продать по фальшивым документам, но риск попасться слишком велик – товар штучный.
Проблемы слабого профессионализма
Александр Романенко, со своей стороны, выделяет другую болезненную для рынка проблему – слабую профессиональную подготовленность основной массы риелторов, с которой потребители каждодневно сталкиваются. «В России существует блестящая плеяда настоящих риелторов, высокообразованных, знающих все тонкости профессии, а главное – ставящих на первое место не свое желание заработать, а необходимость отстаивать интересы клиента, – говорит он. – К сожалению, пока их не так много, как хотелось бы. Количественные оценки – вещь лукавая, но я бы сказал, что их число не превышает 10% от всех работающих на рынке».
По мнению Романенко, основная проблема заключается в полном отсутствии порога доступа в профессию. Любой человек без какого-либо образования может начать работать на этом рынке. Такое положение вещей вредит имиджу риелторской профессии, потому что в результате чаще всего потребитель не удовлетворен услугой, которую ему оказали. «Я считаю, что закон о риелторской деятельности нужен, хотя многие мои коллеги говорят, что лучше работать без него».
В принципе риелторов, не согласных с позицией Романенко, можно понять. Сколько раз уже участники делового сообщества, ратовавшие за государственное регулирование отношений на том или ином рынке, разводили руками после принятия очередного закона. В процессе разработки все полезные принципы, которые акт должен был закрепить, оказывались погребенными под лавиной дополнительных трудностей для бизнеса, созданных им же.
Тем не менее с необходимостью поднимать общий уровень профессионализма риелторских компаний, вряд ли кто будет спорить. Нужно обязательное требование к базовому образованию, нужно постоянное повышение квалификации. «Даже если в какой-то стране такое положение вещей не закреплено законом или процедурой лицензирования, то в этой стране профессии учат больше 100 лет, поэтому вполне достаточно процедуры сертификации, – говорит Романенко. – В такой стране ни один обыватель не обратится к риелтору, если тот не входит в профессиональное объединение. Он просто знает, что этого нельзя делать, как не стоит лечить зубы у врача без диплома». А даже если диплом многолетней давности есть, кто согласился бы ходить к дантисту, который до сих пор по старинке колет новокаин, не имея представления о более современных препаратах?
Аналогия, кстати, вполне уместная. Врачу мы доверяем свое тело, банкиру – кошелек, адвокату – свои права, автоматически предполагая, что они обладают достаточными знаниями, чтобы помогать, а не вредить. Риелтору мы доверяем жилье. В России, где для абсолютного большинства граждан квартира или дом представляют собой самую большую материальную собственность, требования к профессионализму риелтора должны быть никак не меньше, считают в www.irn.ru.
Необходимо, чтобы руководители риелторских компаний мотивировали агентов постоянно повышать квалификацию, считает Романенко. Чаще всего агент по своей инициативе не хочет этого делать. Это отнимает время, которое он мог бы потратить на новые сделки, силы, да обычно и денег стоит. Но это необходимо, прежде всего в интересах потребителей.
«В Америке, где я учился и работал, все просто и понятно, – говорит новый президент FIABCI. – Агент по недвижимости должен сдавать серьезнейший экзамен раз в два года. Брокер – раз в четыре года. Кроме того, за этот срок нужно пройти несколько курсов повышения квалификации – направленность их человек выбирает сам, но пройти их нужно». Все крупные компании постоянно проводят обучающие семинары для сотрудников, в последнее время часто в формате online. На образование сотрудников тратится много времени и до 10% бюджета компании.
В России такой культуры нет, поэтому и отношение к риелторам соответствующее. Агенты считают, что им это не нужно, клиенты и так есть. «Более того, проработав 10 лет, они считают, что благодаря опыту они все знают. Это глубочайшее заблуждение», – считает Романенко.
Главный риелтор планеты
Александр Романенко родился в 1956 г. в Ленинграде. В молодости профессиональный спортсмен, с отличием окончил Институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (был ленинским стипендиатом). Был кандидатом в сборную команду СССР по легкой атлетике среди юниоров.
В Риверсайде (США) в 1990 г. окончил факультет менеджмента Калифорнийского университета. В 1993 г. Романенко стал брокером по недвижимости штата Калифорния. В 2003 г., окончив Американский институт недвижимости (IREM Institute – American Institute of Real Estate Management of the National Association of Real Estate), получил квалификацию «Сертифицированный управляющий недвижимостью» (CРM - Certified Property Management).
В 1993 г. Александр Романенко основал корпорацию «Адвекс. Недвижимость». На сегодняшний день корпорация насчитывает более 2000 агентов и имеет офисы в четырех крупных российских городах: Санкт-Петербурге, Воронеже, Нижнем Новгороде и Тюмени. «Адвекс» ведет дела более чем с 10 странами, включая Болгарию, Францию и Испанию.
Александр Романенко является одним из основателей Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга, созданной в 1993 году. Также имеет более чем десятилетний опыт работы в правлениях международных ассоциаций недвижимости – член правления CEREAN (1999 - 2006); президент CEREAN (2000 - 2002, 2004 - 2005). Член правления FIABCI (2005 – 2012); президент FIABCI-Европа (2008 - 2009).
Официальный представитель FIABCI в Организации Объединенных Наций в Женеве (2006 - 2010). Международная федерация недвижимости с 1954 г. обладает статусом специального консультанта неправительственных организаций в Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС). Подробнее см. «FIABCI: работа Всемирного конгресса началась до открытия».
Сергей Жарков, главный редактор портала www.irn.ru