Рынок торговых площадей пока не торопится выходить из кризиса
Число покупателей снижается, а количество помещений растет
Рынок торговых помещений пока продолжает пребывать в кризисе: арендные ставки снижаются, а доля вакантных площадей растет. Специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» полагают, что такая тенденция будет сохраняться еще какое-то время. В последние годы было заявлено слишком много проектов строительства торговых центров, которые сейчас как раз продолжают вводиться в эксплуатацию. В то же время россияне пока ограничивают себя в тратах по сравнению с докризисными временами.
Существенное влияние на рынок торговых помещений оказывают покупательские настроения россиян, которые явно нельзя назвать позитивным сигналом для операторов. По данным компании AC Nielsen, на которые в своем исследовании рынка торговой недвижимости ссылается Jones Lang LaSalle (JLL), рост безработицы и снижение доходов населения привели к снижению потребительского спроса. Россияне продолжают экономить на покупках. Опрос показал, что доля респондентов, считающих нецелесообразным совершение крупных покупок в ближайшие 12 месяцев, пока растет.Из-за снижения потребительского спроса некоторые ритейлеры стали закрывать нерентабельные магазины. Как следствие, по данным JLL, во втором квартале 2009 года доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга увеличилась с 3% до 8%. У Becar Realty Group данные еще более пессимистичны: по ним, с начала кризиса совокупный объем вакантных торговых площадей в Москве увеличился почти в три раза и составил порядка 12-15% в зависимости от конкретного объекта. На 100% заполнены лишь несколько объектов – торговые комплексы «Европейский», «Охотный ряд», «Атриум».
При этом аналитики констатируют, что торговые центры продолжают открываться. Так, за первое полугодие 2009 года было введено 470 тыс. кв.м новых торговых площадей, в частности, торговые центры «Филион» в Багратионовском проезде, «На Беговой», «Метрополис» в районе метро «Войковская» и т.п. По итогам первых шести месяцев, совокупная площадь качественных торговых объектов в Москве достигла отметки в 5,1 млн кв.м.
По оценкам участников рынка, до конца 2009 года в Москве может быть открыто еще более 10-15 торговых комплексов. Прирост торговых площадей и сокращение спроса на торговую недвижимость со стороны сетевых ритейлеров позволяют говорить о дальнейшем увеличении доли вакантных помещений, отмечают эксперты.
Арендные ставки в торговых центрах Москвы продолжают падать: по сравнению с докризисными показателями они понизились в среднем на 40%, в отдельных случаях скидки за последние месяцы составили уже около 50%. В третьем квартале 2009 года участники рынка ожидают дальнейшего снижения стоимости аренды.
Специалисты www.irn.ru признают, что сегмент торговой недвижимости вместе с офисным оказался одним из тех, которые в наибольшей степени пострадали из-за кризиса. Как уже писал www.irn.ru в статье «Кризис ударил по рынку офисной недвижимости сильнее, чем по жилой», рынок офисов «проседает» гораздо больше по сравнению, например, с рынком жилья. «Продажная» стоимость офисных помещений за время кризиса снизилась на 45–50% в центре Москвы и на 40% за пределами Садового кольца, то есть темпами, сопоставимыми с удешевлением аренды. В то же время индекс стоимости жилья ИРН с начала кризиса снизился примерно на треть.
Тенденции, когда рынки торговых и офисных площадей будут «проседать» сильнее, чем рынок жилья, продолжатся и дальше, полагают в www.irn.ru. Одна из причин - если предложение квартир в новостройках в последние годы сокращалось, то объемы строительства офисов и торговых центров наоборот росли. Кроме того, кризис гораздо сильнее сказался на развитии бизнеса, чем на ситуации с семейными бюджетами россиян. «В отличие от 1998 года население практически не потеряло свои сбережения, - отмечают в www.irn.ru. – В наиболее сложном положении оказался в основном крупный бизнес, сильно завязанный на кредиты, которые теперь проблематично погашать. Поэтому на фоне лавинообразного отказа крупных компаний от экспансии а, следовательно, и от расширения занимаемых торговых и офисных площадей, потенциальный спрос на жилье никуда не исчез».