Продать городские кинотеатры будет крайне сложно
Из-за экономического и демографического кризиса
Власти Москвы намерены продать недвижимость неработающих кинотеатров ГУП «Москино». По мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», сделать это будет крайне сложно: одно-двухзальные городские кинотеатры в отличие от коммерческих мультиплексов – малопривлекательный объект недвижимости. Кроме того, столь бурного роста рынка кинопоказа, какой был в последние несколько лет, уже не предвидится, поэтому кинотеатры рискуют так и остаться грузом на балансе города.
Власти Москвы могут продать нежилые помещения неработающих кинотеатров ГУП «Москино», заявил недавно в интервью РИА Новости глава департамента имущества столицы Владимир Силкин. По его словам, в настоящий момент на праве хозяйственного ведения в ГУП «Москино» находится около 25 кинотеатров, из которых реально под кинопоказ используются около 12 помещений. «Те кинотеатры, которые не эксплуатируются, можно либо продавать, либо отдавать префектурам под какие-то цели - например, под общественные центры», - отметил Силкин. Всего, указал он, из 25 кинотеатров ГУП «Москино» планируется оставить до 15 штук.
Желание избавиться от кинотеатров понятно. Даже если эти здания сейчас не простаивают, а используются для сдачи в аренду под другие виды бизнеса, как непрофильная недвижимость, вряд ли они могут приносить большой доход.
С другой стороны городской бюджет сейчас остро нуждается в дополнительном финансировании. За минувшие полгода столичное правительство неоднократно корректировало прогнозы доходов бюджета на 2009 и в результате они уменьшились на треть: с 1 462 млрд рублей, планируемых в начале этого года, до 970 млрд рублей, которые были утверждены депутатами Мосгордумы в начале июня.
Хуже, чем планировалось, идет и реализация городских объектов недвижимости. Как сообщал в конце июня руководитель СГУП по продаже имущества г. Москвы Владимир Авеков, годовой план по сдаче в аренду объектов нежилого фонда выполнен менее чем на 20%. С начала года было сдано в аренду примерно 110 объектов недвижимости общей площадью около 17 тыс. кв.м, а суммарная арендная плата за помещения в год составила 212,1 млн рублей.
Судя по данным СГУП по продаже имущества г. Москвы, в столице за последние годы было немного случаев продажи кинотеатров. Самая громкая сделка состоялась в декабре 2006 года, когда правительство Москвы продало свою долю в кинотеатре «Пушкинский» холдингу «Каро». До этого холдингу принадлежало 2500 из 7263 кв.м площадей, оставшиеся помещения он арендовал. Конечная цена тендера составила 767 млн рублей, то есть 163,2 тыс. рублей за кв.м.
По оценкам специалистов www.irn.ru, кинотеатры, которые департамент имущества намерен выставлять на продажу, будут стоить в 2-3 раза дешевле из расчета на квадратный метр. «Большинство кинотеатров находятся за пределами третьего транспортного кольца Москвы, причем расположены не рядом с метро. Они уступают «Пушкинскому» не только по удаленности, но и по качеству», - поясняют специалисты www.irn.ru .
Но даже и по сниженным ценам, продать заявленные кинотеатры будет нелегко, полагают в www.irn.ru . Участники рынка признают, что сами по себе однозальные кинотеатры не окупаются. Чтобы они превратились в интересный актив, необходимо их реконструировать так, чтоб на их территории можно было организовать магазины, рестораны и другие площадки для отдыха и развлечений. Кроме того, желательно увеличить количество залов, то есть превратить в мультиплексы. Все эти работы оцениваются в $5-15 млн на один кинотеатр в зависимости от его площади и объема планируемых работ. Учитывая сложности с получением банковских кредитов, немногие инвесторы сегодня рискнут вложиться в подобные проекты.
Как уже писал www.irn.ru в статье «Главный кинотеатр страны выставили на продажу», серьезного роста на рынке кинопоказа в ближайшие годы не предвидится. По данным Discovery Research Group (DRG), несмотря на вполне ощутимый прирост размера общих сборов по итогам прошлого года – порядка 40%, – назвать это положительным результатом нельзя. Ведь основной причиной этого прироста было не увеличение аудитории, а подорожание билетов, цены на которые выросли примерно на 30%. И это в год, когда никаких поводов для сокращения расходов на посещение киносеансов у населения не было, а по стране открывались новые кинотеатры. Сейчас ситуация в корне поменялась: значительно поднимать цены на билеты владельцы кинотеатров не могут и максимум, на что они могут рассчитывать, – это рост цен на уровне инфляции. В то же время на фоне сокращения доходов у населения рост цен на билеты может привести к тому, что многие примут решение отказаться от походов в кино.
В более глобальной перспективе существует и другая причина если не спада, то как минимум замедления темпов роста рынка кинопроката. Связана она с демографической ситуацией в 90-е года, когда в России резко сократилась рождаемость. «В ближайшие десять-двенадцать лет число самых активных зрителей кинотеатров в возрасте от 18 до 35 лет сократится на 40%, с 30 миллионов человек в 2007 году до 18, 5 миллионов в 2019 году. Страна находится в состоянии демографического спада, являющегося результатом кризисов 90-х годов», - заявил недавно гендиректор «Нева Фильм» Олег Березин.
Таким образом, в ближайшие годы вряд ли стоит ожидать развития рынка кинотеатров как одного из сегментов недвижимости, отмечают в www.irn.ru. И на этом фоне перспективы продаж столичных кинотеатров выглядят весьма туманными. Не исключено, что большинство из них в ближайшие годы так и останется на балансе города до лучших времен.