Виноваты ли строители в «пробках»
Насколько строительство последних лет загрузило московские дороги
Традиционно считается, что одна из основных причин московских «пробок» – увеличение объемов жилищного строительства. Якобы, рост населения Москвы провоцирует возведение новых кварталы и реконструкцию старых, в связи с чем не остается места для расширения старых дорог в Москве и строительства новых. Конечно, определенная правда в таком рассуждении есть. Между тем, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, основная причина возникновения «пробок» кроется в другом.
Дело в том, что в России автомобильные «пробки» есть и в других городах. Например, и в городах Подмосковья, и в региональных центрах, например, в Сочи, и даже в городах с населением менее 50 тыс. человек. Выходит, что основная причина кроется не в численности населения города и не в объемах имеющегося жилья. По мнению экспертов компании «Индикаторы рынка недвижимости», речь, скорее всего, необходимо вести об общей культуре вождения со стороны автолюбителей и культуре управления дорогами со стороны городских властей.
Стоит отметить, что в отличие от многих мегаполисов мира, за исключением Нью-Йорка, в Москве основные магистрали в центре города широкие, тогда как за рубежом они преимущественно узкие. Достаточно начать с Тверской, где 8 полос, и Бульварного кольца, где 6 полос (по 3 в каждом направлении). Ленинский проспект и Третье транспортное кольцо имеют по 8 полос. А Садовое кольцо, вообще, – по 12 полос. Казалось бы, места должно хватать всем. Однако, опять-таки, всем известно, что как минимум, по 1 полосе с каждой из сторон любой дороги в Москве традиционно занято запаркованными автомобилями, а зачастую и по 2. В итоге, например, на Бульварном кольце в каждую из сторон традиционно остается по 1 полосе, как в каком-то проулке. Неудивительно, что эта дорога обычно представляет собой в течение всего рабочего дня одну сплошную «пробку». С формальной точки зрения у московского правительства есть все возможности для ликвидации этого явления. Действуют штрафы за парковку в неположенном месте, есть разрешение пользоваться эвакуаторами. Однако, по всей видимости, московские чиновники смотрят на это «сквозь пальцы».
В развитых странах, если человек запарковался в неположенном месте, ему выпишут штраф, а через 15 минут, вообще, эвакуируют. В Москве размеры штрафов смехотворны, а эвакуируют машины, только в случае выпадения осадков, когда стоящая на обочине машина мешает дорожной технике. В случае же погожего дня эвакуатора можно дождаться разве что, если оставить машину ночевать в неположенном месте.
Наконец, следует отметить, что в Москве не так уж много машин. В крупных городах Европы их порядка 6 млн, а в Нью-Йорке – все 18 млн. При этом население Нью-Йорка составляет около 8,5 млн человек. А в Москве на 10 млн человек приходится всего 3 млн авто. Между тем, «пробки» в Нью-Йорке существенно меньше московских как по числу, так и по размерам. Основная проблема в том, что в Нью-Йорке можно приехать в центр, но запарковаться там можно только на платных или офисных стоянках. При этом плата на частных стоянках достаточно высока, так что пользоваться ими можно, только раз от разу, например, при туристических или дальних деловых поездках, но не ежедневно. В итоге, многие из ньюйоркцев пользуются общественным транспортом. Те же, кто не готов ездить вместе с низшими слоями общества зачастую прибегают к спортивным инструментам. За рубежом, и не только в Нью-Йорке, очень высоко развита спортивная культура, которая в России вместе с развалом Советского Союза заглохла. И зачастую многие офисные сотрудники в мегаполисах Европы и Америки добираются на работу пешком, на роликах или на велосипеде. При этом нередко они тратят на это те же 2 часа, что и многие из москвичей, которые едут на работу на машине и стоят в «пробках».
На собственных машинах жители большинства мировых мегаполисов ездят за город, или в дальние путешествия. Также популярны машины в провинции, где проблемы со свободным местом для проезда нет. Примерно так же обстоит дело и со старыми автомашинами, и с неопытными водителями. В Европе, старые машины ездят только в провинции, например, в Нормандии, Бретани, Шотландии, но на улицах того же Парижа или Лондона их не встретишь. В Москве же таких автомобилей, хоть пруд пруди. При этом техническое состояние многих из них таково, что с высокой долей вероятности можно предположить – технический осмотр был куплен, а не получен законным образом. В итоге, многие из них глохнут или, того хуже, ломаются прямо на дорогах из-за чего, естественно, образуются заторы.
Схожая ситуация и с неопытными водителями, которые боятся вовремя повернуть, вовремя перестроиться и вообще зачастую не вписываются в скоростной режим. Результатом такой езды, естественно, становятся аварии, которые в условиях и без того суженной дороги в центре Москвы провоцируют многочасовые «пробки». За рубежом водителям без определенного опыта вождения въезд в центр города, вообще, запрещен. Обучаться вождению следует также за городом, чтобы не мешать ритму движения большого города.
Между тем, в Москве основной причиной появления такого рода водителей на дорогах является либерализация процесса получения прав, который, в целом, в значительной степени коррумпирован. В итоге, права зачастую выдаются не в зависимости от умения водить, а в зависимости от количества денег в кармане. Между тем, многим из «богатеньких Буратино» по медицинским показаниям вообще не следует браться за руль. И если у них есть дополнительные средства, то для них было бы логичнее не самим управлять машиной, а нанимать профессионального водителя. В России же почему-то самостоятельное вождение машиной считается чуть ли не более престижным, чем поездка по городу с персональным водителем.
Получается, что даже не активность строителей по возведению новых кварталов приводит к перегруженности города машинами и возникновению «пробок». Если и говорить о какой-то вине девелоперов, то она заключается в строительстве недостаточного числа паркингов как при возведении новых кварталов, реконструкции старых и почти полном их отсутствии в центре города. Достаточно вспомнить, что разговоры о строительстве подземного паркинга на Пушкинской площади ведутся уже около 10 лет, а воз, как говорится, и ныне там. При этом Пушкинская площадь не является исключением из правил. Схожая ситуация почти во всем центре Москвы. Достаточно сказать, что никаких паркингов нет на всем протяжении того же Бульварного кольца, рядом с Добрынинской и Павелецкой площадями.
Тем не менее, в возникновении «пробок» следует, преимущественно, винить автолюбителям самих себя. В частности, уже построенные в центре парковки, преимущественно, пустуют, так как большинство водителей предпочитают парковаться на обочинах дорог. Таким образом, речь опять-таки идет об отсутствии достаточной культуры вождения москвичей и не соблюдении ими одного из старых принципов российских возниц – езди сам и другим не мешай. В итоге, одним из существенных способов решения проблемы московских «пробок», по оценкам аналитического центра www.irn.ru, является ужесточение применение действующего законодательства.