Недвижимость и нефть: пути опять разошлись
Традиционно считается, что одна из основных причин роста цен на российскую недвижимость – рост доходов российских компаний от экспорта энергоносителей. Главным двигателем этих доходов, естественно, является дорожающая последние несколько лет нефть. Так, в июне цены на нефть преодолели психологически важный рубеж – $140 за баррель. Казалось, еще чуть-чуть и цены взлетят до $200. На этом фоне появились прогнозы, авторы которых обещали очередной взлет цен на московское жилье. Некоторые из них говорили даже о том, что в ближайшее время цены достигнут $10 тыс. за 1 кв. м. Однако в течение последнего месяца цены на нефть падают. И по прогнозам многих зарубежных экспертов вполне могут в течение августа-сентября опуститься до $100 за баррель. Если выстраивать прямую зависимость между динамикой цен на нефть и динамикой цен на недвижимость, то недвижимость должна, на первый взгляд, вслед за нефтью подешеветь. Но пока недвижимость продолжает дорожать. И, по оценкам «Индикаторов рынка недвижимости», если недвижимость и начнет дешеветь, то динамика ее не будет связана с динамикой цен на нефть.
В начале этой недели цены на российскую нефть пробили психологически важную отметку и опустились ниже $110. Естественно, подешевела не только Urals. Так, цены на американскую легкую нефть (Light Sweet Crude Oil – LSCO) снизились до $114 за баррель, а Brent подешевел до $112. На первый взгляд, падение с высоты $141 за баррель нефти марки Brent, зафиксированной 3 июля 2008 года, весьма серьезное – 20,6%. Учитывая, что нефть подешевела на 20% всего за месяц, вполне может сложиться впечатление, что период роста цен на нефть закончился. Многие из американских участников рынка радостно стали утверждать, что «нефтяной пузырь лопнул».
Действительно, буквально несколько дней назад многим участникам рынка казалось, что цены зафиксируются на уровне $120 за баррель нефти марки Brent. И даже тогда падение казалось существенным (-15%). Однако на этом уровне цены на нефть не удержались и обрушились до уровней начала года. И если первый этап снижения цен на нефть шел более-менее плавно в рамках коррекции, то падение со $120 за баррель нефти марки Brent до $112, произошло буквально за 2 дня. Основной причиной этого стали 3 новости.
Главная из них – это сокращение объемов импорта нефти в Китае. Этого никто из инвесторов не ждал. При этом стоит помнить, что Китай – второй после США крупнейший потребитель нефти в мире. И вот, объемы импорта нефти в эту страну, исходя из данных официальной статистики по итогам июля 2008 года сократились на 7%, опустившись на уровень начала года, когда потребление нефти в Китае традиционно наименьшее. При этом, по оценкам некоторых участников рынка после окончания Олимпиады объемы импорта нефти в Китай продолжат сокращаться. Так, за август темпы снижения объемов импорта нефти в Китай могут составить 15%.
Второй новостью стало дальнейшее сокращение производства в США – лидера среди стран-потребителей нефти. При этом американское статистическое агентство сообщило, что располагаемые запасы нефти США за прошедший месяц стали увеличиваться. И хотя этих новостей ожидали, все они вместе перевесили военный конфликт в Южной Осетии, из-за которого возникли срывы поставок нефти из порта Поти. При прочих равных грузино-осетинский конфликт, как всякое военное действие, мог бы поднять цены на нефть, однако в данном случае, новости из Китая и США оказались более значительными. Они зафиксировали факт расширения мирового кризиса, и как следствие рост вероятности охлаждения мировой экономики в целом. На этом фоне, естественно предположить, что потребление нефти сократится. Вместе с потенциальным снижением спроса на нефть стали снижаться и цены на нее.
При этом одной из причин январского роста цен на московскую недвижимость многие участники рынка называют распределение прибыли специалистами нефтяных компаний, которую они получили по итогам года. Казалось бы сокращение потенциальной прибыли в нефтяной сфере могло бы напрямую затронуть московский рынок недвижимости. Чем меньше денег заработают российские нефтяники, тем меньше они смогут вложить в недвижимость. И в такой логике рассуждения есть определенная здравая мысль. Московская недвижимость до последнего времени была единственным инвестиционным инструментом, приносящим гарантированно высокую прибыль. Однако такие времена уже прошли.
Дело в том, что кризис на мировом рынке недвижимости разгорелся во всей своей силе только к весне этого года. Именно к этому моменту московская недвижимость опередила по стоимости такие города, как Лондон и Нью-Йорк. При этом по качеству московское жилье значительно уступает тому же нью-йоркскому и лондонскому. В то же время, прослойка платежеспособных покупателей московского жилья чрезвычайно сузилась. На этом фоне становится понятно, что московский рынок жилья стал абсолютно спекулятивным. И именно спекулянты могут еще некоторое время поддерживать рост цен на московское жилье.
Ведь сокращение нефтяной прибыли, хотя и имеет место, но это локальная ситуация. Прибыль рассчитывается по итогам года, а на начало 2008 года баррель нефти марки Brent немного не достигал $100. Таким образом, если цены на нефть удастся удержать на уровне этой отметки, то ни о каком сокращении прибылей говорить вообще не придется. В то же время, даже в расчетах самого пессимистичного из российских министерств – Минфина – потенциальная возможность для катастрофического сокращения инвестиций в Россию рассматривается, только если нефть станет дешевле $30 за баррель. Однако такое не только в краткосрочной, но даже в долгосрочной перспективе вряд ли возможно.
Дело в том, что по оценке информационного управления министерства энергетики США (страны, которая прикладывает максимум усилий, чтобы сбить цены на нефть) нефть может подешеветь в лучшем случае лишь до $70 за баррель, и продлится падение цен на нефть может не дольше, чем до конца 2009 года, после чего все равно нефть начнет дорожать. Дело в том, что охлаждение экономики не продлится долго. В стратегической перспективе же потребность в энергетике будет только расти, и нефть останется одним из основных источников энергии, несмотря на развитие альтернативных.
Таким образом, при прочих равных, казалось бы, есть все основания для того, чтобы московская недвижимость продолжала дорожать. Однако, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, это вряд ли произойдет. В данном случае ситуация очень схожа с 2004 годом, когда цены на нефть взлетели почти в 2 раза, с $30 за баррель нефти марки Brent до $55, но цены на недвижимость тогда не только не пошли вверх, а, наоборот, встали. Сейчас цены на нефть падают, а недвижимость дорожает. Это явным образом иллюстрирует, что если и существует связь между динамикой цен на нефть и динамикой цен на российскую недвижимость, то она далеко не прямая.
Как уже говорилось, рынок российской жилой недвижимости и, прежде всего, московской существенно переоценен. На этом фоне неудивительно, если цены на жилье пойдут вниз. Однако произойдет это вследствие того, что стратегически мыслящие инвесторы предпочтут перевести свои средства из жилья в другие сегменты российской недвижимости. И такой процесс в российских регионах уже начался – региональная жилая недвижимость уже дешевеет. Пока рост цен наблюдается только в Москве. Сколь долго он продлится зависит исключительно от выдержки спекулятивных участников рынка. Всякий спекулятивный рынок очень схож с игрой в покер: проигрывает тот, у кого меньше выдержки. При этом стоит отметить, что московский рынок жилья по уровню доходности уже давно не является конкурентом таким сегментам рынка как земельный или коммерческой недвижимости. Таким образом, по мнению специалистов компании «Индикаторы рынка недвижимости», вероятность снижения цен на московском рынке жилья высока, однако причина этого никак не связана с падением цен на нефть.