По словам министра транспорта Игоря Левитина, в ближайшее время в России может быть создана компания для управления автодорогами. По оценкам «Индикаторов рынка недвижимости» это вполне своевременное решение, которое позволит в сжатые сроки в корне изменить проблему одного из двух традиционных российских «Д». Это в свою очередь может позволить многократно увеличить объемы строительства жилья.

По словам историка Николая Карамзина, главной российской проблемой на протяжении всей ее истории были два «Д»: дороги и дураки. Видимо, с первым из этих двух «Д» правительство России решило таки разобраться окончательно. Дело в том, что плотность дорог в России в несколько десятков раз отстает от европейского уровня, а загруженность трасс во много раз выше. По данным Росстата, треть дорог работает на уровне износа. При этом вплоть до 2006 года вместо увеличения общего числа километров автодорог с твердым покрытием с каждым годом происходило его сокращение примерно на 10 тыс. км. Но в 2006 году правительство озаботилось этой проблемой. Действительно, без решения транспортной проблемы невозможен экономический подъем России вне ее связи с сырьевым сектором. Это опять-таки доказывает история. Торговый оборот резко возрос после того, как Александр II начал активное строительство железных дорог по всей России. А если вспомнить «русское экономическое чудо» рубежа 19-20 веков то оно опять же во многом связано с «железнодорожным бумом», когда за 10 лет было построено около 20 тыс. км железных дорог.

При этом 20 век, особенно его вторая половина – это, прежде всего, век дорог автомобильных, а не железных. Именно поэтому понятно стремление правительства расширить сеть автомобильных дорог с твердым покрытием. Последние 2 года их протяженность растет примерно по 15 тыс. км в год. Однако этого явно не достаточно. Чтобы выйти на уровень плотности дорог на тысячу квадратных километров, который имеется в странах Восточной Европы, не говоря уже о Западной, России необходимо почти в 5 раз увеличить общую протяженность автодорог. На данный момент она составляет порядка 755 тыс. км. Учитывая, что общая площадь Российской Федерации составляет порядка 17 млн кв. км, то для достижения 220 км на 1 тыс. кв. км, если продолжать строить по 15 тыс. км в год, потребуется порядка 200 лет. При этом стоит отметить, что сопоставлять темпы строительства железных дорог в конце 19 века и необходимые темпы возведения автодорог в начале 21 века, естественно, некорректно. Для того чтобы в обозримые сроки (10-12 лет) решить дорожную проблему, России необходимо возводить за год примерно в 15 раз больше километров дорог, чем это происходит на данный момент.

Именно для этого и предполагается создать новую компанию, которая будет управлять дорожным хозяйством страны. Действительно, пример РАО РЖД и РАО «ЕЭС России» и других «российских акционерных обществ» показывает, что акционирование идет на пользу секторам экономики, находившимся до этого в обычном ведомственном управлении.

Пока не известно, каков будет юридический статус новой управляющей компании. Предполагается 2 варианта: некоммерческое партнерство и акционерное общество. В случае принятия решения об акционировании дорожной отрасли, новой компании будут переданы в собственность помимо самих трасс также и окружающее их придорожное имущество. В данном случае, по оценкам «Индикаторов рынка недвижимости», наиболее продуктивной формой является именно акционерное общество.

Реклама
Level Селигерская

Комфорт-класс с авторской архитектурой. 10 минут пешком до метро «Селигерская». Скидка 15%.

от 8,3 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Селигерский.
Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Ипотека без удорожания

ЖК "Русич-Кантемировский" Новый класс жилья бизнес класс на Юге Москвы. Более 1 Га благоустроенной территории.

от 8,1 млн руб.
Застройщик: АО СЗ Русич-Кантемировский.
Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нагатинская

Квартиры бизнес-класса на первой береговой линии Москвы-реки. 15 минут пешком до метро. Скидка 15%.

от 12,2 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Инвестиционное развитие.
Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нижегородская

Новый проект комфорт-класса от Level в активно развивающемся районе. Скидка 15% + дополнительные 3%!

от 9,4 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Нижегородская.
Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Причальный

Ключи в день покупки! Квартиры с видом на Москву-реку. 7 минут пешком до метро «Шелепиха». Скидка 15%.

от 14,2 млн руб.
Застройщик: АО СЗ ИНСПАЙР.
Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Академическая

Камерный проект в престижном районе с готовой инфраструктурой. Близость к центру. Скидка 20%!

от 15,6 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Академическая.
Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Южнопортовая

Уникальные виды на реку и парки! Более 30 планировочных решений. 10 минут пешком до метро. Скидка 15%!

от 6,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АПД.
Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Бауманская

Камерный проект с акцентом на приватность. 15 минут пешком до двух станций метро. Скидка 15%!

от 13,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Вектор движения.
Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Квартал AFI Park «Воронцовский»

Приватный квартал бизнес-класса. Дом построен! Квартиры с дровяными каминами. Скидки до 20%

от 17 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АКВАМАРЕ УНО.
Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Стрешнево

Бизнес-класс у воды! 100% апартаментов с видом на воду. Редкие форматы. Скидка 15%.

от 9,5 млн руб.
Застройщик: АО СЗ «МКСМ».
Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.

Дело в том, что на возведение 1 км дороги требуется порядка 2 млн руб., а на поддержание этого 1 км еще по 300 тыс. руб. ежегодно. Учитывая, что, как указывалось выше, для решения дорожной проблемы России необходимо строить по 250 тыс. км в год, на создание новых дорог необходимо порядка 500 млрд руб. ежегодно. А к 2020 году на общее содержание 3,775 млн км придется выделять ежегодно свыше 1 трлн руб. При этом на сегодняшний день бюджет правительства Российской Федерации составляет около 7 трлн руб. Стоит отметить, что при прочих равных значительного роста бюджета в течение ближайших 10 лет не ожидается, то есть если структурные реформы не приведут к увеличению налоговых поступлений, существующая структура доходов госбюджета считается правительством оптимальной. Получается, что если управление дорогами не акционировать на этот сектор должно выделяться до 15% от всего госбюджета.

При этом, например, РАО РЖД вполне адекватно справляется с этой экономической ношей самостоятельно. По итогам 2007 года общий доход компании составил около 1 трлн руб. Конечно, проезд по железной дороге платный, а по всем федеральным дорогам – бесплатный. Именно поэтому, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, наиболее продуктивной формой управления российскими автодорогами является акционерное общество, а не некоммерческое партнерство. Последнее существует на взносы его партнеров и не предполагает доходов, тогда как именно доходы позволили бы новой госкомпании активно развивать строительство новых дорог без дополнительных поступлений из госбюджета.

Традиционно в российском экспертном сообществе считается, что единственным способом извлечения выгоды из строительства автодорог является возведение платных трасс. Однако, как показывает международная практика, даже при наиболее выгодном раскладе, когда дорога соединяет два федеральных центра, то есть ее протяженность составляет несколько сот километров, это приносит доход не выше 10% годовых.

При этом управляющие дорогами компании давно нашли другой выход, который позволяет не только быстрее окупить инвестиции в строительство дороги, но и стабильно получать высокий доход в дальнейшем. Решение проблемы в строительстве придорожных сервисов. Управление дорогами с придорожными сервисами приносит доход не менее 30% годовых. Стоит отметить, что на федеральных трассах придорожных сервисов не хватает просто катастрофически.

При этом именно с обустройства придорожных сервисов вокруг железнодорожных станций и началось активное перетекание населения в Сибирь и ее заселение в конце 19 века. Учитывая, что сейчас происходит обратный процесс, народ всеми правдами и неправдами старается переселиться в европейскую часть России, создание федеральной автодорожной компании могло бы приостановить негативную тенденцию, так как появилось бы большое количество новых рабочих мест. Это, как и само строительство новых дорог, создало бы дополнительную привлекательность для более масштабного строительства жилья в регионах. Таким образом, одна из бед, о которой «Индикаторы рынка недвижимости», писали в статье «Порочный круг российского рынка недвижимости», будет преодолена и вероятность того, что объемы ежегодного строительства жилья достигнут запланированных 140 млн кв. м, станет более ощутимой.