Мода на кирпич неистребима
В этом году у ряда экспертов подмосковного рынка загородной недвижимости окончательно оформилось ощущение, что классические краснокирпичные (да и просто кирпичные) дома уже пройденный этап. Последние пару месяцев многие девелоперы и риэлторы, а также работники СМИ, освещающие события на загородном рынке жилья активно пиарят тему деревянных коттеджей. По их мнению, дома этого типа наиболее комфортны и экологически пригодны для круглогодичного проживания, чем их кирпичные собратья. Вероятнее всего, не последнюю роль в этих лестных рассуждениях играет низкая себестоимость и сжатые сроки деревянного строительства по сравнению с кирпичными аналогами. Специалисты аналитического центра www.irn.ru решили проверить, насколько изменились реальные предпочтения компаний-застройщиков в вопросе выбора стройматериалов для своих новых проектов.
Динамика предпочтений застройщиками материалов для строительства домов получены из данных «Исследования рынка коттеджных поселков Подмосковья – 2008», проведенного компанией «Индикаторы рынка недвижимости» в марте этого года на базе анализа 247 поселков, которые включают порядка 20 тыс. домовладений.
Формально, действительно, дерево стало более популярно, чем 3 года назад, оно поднялось с 4 на 2 место. Его доля выросла с 18% до 24% от общего количества поселков. Однако это увеличение произошло не за счет сокращения кирпичных домов, как уверяют некоторые участники рынка. Кирпич остается в лидерах по востребованности. 27% от общего количества поселков возводится из этого материала. И эта доля за прошедшие 2 года не сильно изменилась. Весной 2006 года она составляла 29%. Так же мало изменилась доля газобетона. Она сократилась, как и доля кирпича, не на много, с 8% до 7%.
При этом доля еще одного каменного материала, который экологи обычно всячески ругают, – монолита – за те же 2 года выросла весьма существенно, с 8% до 14%. Общеизвестно, что среди уже упомянутых материалов монолит считается наименее экологически чистым материалом.
Естественно, увеличение доли одного сегмента происходит всегда за счет снижения объема другого. В данном случае снизилась доля поселков, построенных из пенобетонных блоков. За 2 года она сократилась в 2,2 раза, с 19,05% до 9% от общего числа поселков. За это время появился еще один материал – «сэндвич», – но он в России пока не прижился. За три года из него был построен всего 1 поселок.
В итоге, за счет сокращения доли пенобетона главным образом выиграло дерево и монолит. Последнее не удивительно. Дело в том, что по своим основным характеристикам пенобетон схож с кирпичом, но считается более дешевой и грязной технологией. И при общем росте благосостояния россиян, которое наблюдалось все последние три года потенциальные покупатели, ранее стремившиеся приобрести пенобетонные коттеджи, будут, скорее, выбирать дома из другого камня. В итоге, застройщики увеличили долю монолита.
Конечно, часть застройщиков стала все больше прибегать к дереву при строительстве коттеджей. Как уже говорилось, за 2 года количество поселков из дерева выросло с 18% до 24%. Но это случилось из-за изменения структуры предложения. Деревянные дома по определению не могут на равных конкурировать с кирпичными коттеджами. И деревянные поселки постепенно сместились в сторону эконом-класса. Из дерева стали строить поселки на далеком расстоянии от МКАД или при не очень удачном их расположении, то есть когда цена возводимого поселка заведомо не будет выше определенного рубежа.
Комфорт-класс с авторской архитектурой. 10 минут пешком до метро «Селигерская». Увеличенные скидки до 20%!
Бизнес-класс у воды! 100% апартаментов с видом на воду. Редкие форматы. Скидка 15%.
Камерный проект в престижном районе с готовой инфраструктурой. Близость к центру. Увеличенные скидки до 20%!
Ключи скоро! Квартиры бизнес-класса с видом на Москву-реку. 15 мин пешком до метро. Увеличенные скидки до 20%!
Уникальные виды на реку и парки! Более 60+ планировочных решений. 10 минут пешком до метро. Скидки до 20%!
Приватный квартал бизнес-класса. Дом построен! Квартиры с дровяными каминами. Скидки до 13%
Ключи в день покупки! Квартиры с видом на Москву-реку. 7 минут пешком до метро «Шелепиха». Скидки до 20%.
Старт продаж новых корпусов! Проект комфорт-класса от Level. Увеличенная скидка 20% + дополнительные 3%!
Камерный проект с акцентом на приватность. 15 минут пешком до двух станций метро. Увеличенные скидки до 20%!
Для итоговой оценки изменения предпочтений застройщиков относительно класса материалов было бы логично проанализировать совокупные изменения в долях материалов, из которых традиционно строят дома для того или иного класса. Для этого достаточно посмотреть на среднюю рыночную стоимость квадратного метра в домах, сделанных из того или иного материала.
Традиционно квадратный метр жилья стоит дороже всего в домах, построенных из кирпича или монолита. Это значит, что ими преимущественно застраиваются элитные поселки и поселки бизнес-класса. Нижнюю позицию по стоимости квадратного метра занимают дома, построенные из пенобетонных блоков, дерева и сэндвича. Это показывает, что такими домами преимущественно застраиваются относительно недорогие поселки эконом-класса.
Материал домов | Средняя стоимость 1 кв. м, долл. |
---|---|
Кирпич | 4977 |
Монолит | 4923 |
Несколько материалов | 3187 |
Гозобетонные блоки | 2935 |
Пенобетонные блоки | 2496 |
Дерево | 1878 |
Сэндвич | 1120 |
Источник: www.irn.ru |
Значительно снизилась доля как раз материала, из которого строят дешевые дома (пенобетон). Однако она не полностью перетекла в другие дешевые сегменты. Доля деревянного строительства увеличилась лишь на 6 процентных пунктов. В итоге, совокупная доля поселков, построенных из более дешевых материалов уменьшилась к весне 2008 года с 36,6% до 33%. На этом фоне увеличение с 36,5% до 41% доли сегмента, в котором преобладают дорогие материалы, и общая стабильность остальных сегментов рынка явно говорят о том, что рынок коттеджей становится все более дорогим.
Однако за счет общего роста числа возводимых поселков растет в абсолютных числах объем и дешевых коттеджей. Так что, формально, конкуренция в эконом-классе возрастает, это, по оценке специалистов аналитического центра www.irn.ru, и является основной причиной пиар-активности многих участников рынка, весьма рьяно рекламирующих достоинства деревянного зодчества.
Новости рынка недвижимости, дайджест прессы, аналитические обзоры, прогнозы, комментарии экспертов, индексы цен и другая полезная информация о недвижимости каждое утро в Вашем почтовом ящике