В этом году у ряда экспертов подмосковного рынка загородной недвижимости окончательно оформилось ощущение, что классические краснокирпичные (да и просто кирпичные) дома уже пройденный этап. Последние пару месяцев многие девелоперы и риэлторы, а также работники СМИ, освещающие события на загородном рынке жилья активно пиарят тему деревянных коттеджей. По их мнению, дома этого типа наиболее комфортны и экологически пригодны для круглогодичного проживания, чем их кирпичные собратья. Вероятнее всего, не последнюю роль в этих лестных рассуждениях играет низкая себестоимость и сжатые сроки деревянного строительства по сравнению с кирпичными аналогами. Специалисты аналитического центра www.irn.ru решили проверить, насколько изменились реальные предпочтения компаний-застройщиков в вопросе выбора стройматериалов для своих новых проектов.

Динамика предпочтений застройщиками материалов для строительства домов получены из данных «Исследования рынка коттеджных поселков Подмосковья – 2008», проведенного компанией «Индикаторы рынка недвижимости» в марте этого года на базе анализа 247 поселков, которые включают порядка 20 тыс. домовладений.

Формально, действительно, дерево стало более популярно, чем 3 года назад, оно поднялось с 4 на 2 место. Его доля выросла с 18% до 24% от общего количества поселков. Однако это увеличение произошло не за счет сокращения кирпичных домов, как уверяют некоторые участники рынка. Кирпич остается в лидерах по востребованности. 27% от общего количества поселков возводится из этого материала. И эта доля за прошедшие 2 года не сильно изменилась. Весной 2006 года она составляла 29%. Так же мало изменилась доля газобетона. Она сократилась, как и доля кирпича, не на много, с 8% до 7%.

При этом доля еще одного каменного материала, который экологи обычно всячески ругают, – монолита – за те же 2 года выросла весьма существенно, с 8% до 14%. Общеизвестно, что среди уже упомянутых материалов монолит считается наименее экологически чистым материалом.

Естественно, увеличение доли одного сегмента происходит всегда за счет снижения объема другого. В данном случае снизилась доля поселков, построенных из пенобетонных блоков. За 2 года она сократилась в 2,2 раза, с 19,05% до 9% от общего числа поселков. За это время появился еще один материал – «сэндвич», – но он в России пока не прижился. За три года из него был построен всего 1 поселок.

 

В итоге, за счет сокращения доли пенобетона главным образом выиграло дерево и монолит. Последнее не удивительно. Дело в том, что по своим основным характеристикам пенобетон схож с кирпичом, но считается более дешевой и грязной технологией. И при общем росте благосостояния россиян, которое наблюдалось все последние три года потенциальные покупатели, ранее стремившиеся приобрести пенобетонные коттеджи, будут, скорее, выбирать дома из другого камня. В итоге, застройщики увеличили долю монолита.

Конечно, часть застройщиков стала все больше прибегать к дереву при строительстве коттеджей. Как уже говорилось, за 2 года количество поселков из дерева выросло с 18% до 24%. Но это случилось из-за изменения структуры предложения. Деревянные дома по определению не могут на равных конкурировать с кирпичными коттеджами. И деревянные поселки постепенно сместились в сторону эконом-класса. Из дерева стали строить поселки на далеком расстоянии от МКАД или при не очень удачном их расположении, то есть когда цена возводимого поселка заведомо не будет выше определенного рубежа.

Реклама
Level Селигерская

Комфорт-класс с авторской архитектурой. 10 минут пешком до метро «Селигерская». Увеличенные скидки до 20%!

от 8,1 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Ильменский. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Стрешнево

Бизнес-класс у воды! 100% апартаментов с видом на воду. Редкие форматы. Скидка 15%.

от 11,6 млн руб.
Застройщик: АО СЗ МКСМ. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Академическая

Камерный проект в престижном районе с готовой инфраструктурой. Близость к центру. Увеличенные скидки до 20%!

от 14,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Академическая. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нагатинская

Ключи скоро! Квартиры бизнес-класса с видом на Москву-реку. 15 мин пешком до метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 11,7 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Инвестиционное развитие. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Южнопортовая

Уникальные виды на реку и парки! Более 60+ планировочных решений. 10 минут пешком до метро. Скидки до 20%!

от 6,8 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АПД. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Квартал AFI Park «Воронцовский»

Приватный квартал бизнес-класса. Дом построен! Квартиры с дровяными каминами. Скидки до 13%

от 17 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ АКВАМАРЕ УНО. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Причальный

Ключи в день покупки! Квартиры с видом на Москву-реку. 7 минут пешком до метро «Шелепиха». Скидки до 20%.

от 13,2 млн руб.
Застройщик: АО СЗ ИНСПАЙР. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Нижегородская

Старт продаж новых корпусов! Проект комфорт-класса от Level. Увеличенная скидка 20% + дополнительные 3%!

от 8,9 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Левел Нижегородская. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Реклама
Level Бауманская

Камерный проект с акцентом на приватность. 15 минут пешком до двух станций метро. Увеличенные скидки до 20%!

от 13,8 млн руб.
Застройщик: ООО СЗ Вектор движения. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.

Для итоговой оценки изменения предпочтений застройщиков относительно класса материалов было бы логично проанализировать совокупные изменения в долях материалов, из которых традиционно строят дома для того или иного класса. Для этого достаточно посмотреть на среднюю рыночную стоимость квадратного метра в домах, сделанных из того или иного материала.

Традиционно квадратный метр жилья стоит дороже всего в домах, построенных из кирпича или монолита. Это значит, что ими преимущественно застраиваются элитные поселки и поселки бизнес-класса. Нижнюю позицию по стоимости квадратного метра занимают дома, построенные из пенобетонных блоков, дерева и сэндвича. Это показывает, что такими домами преимущественно застраиваются относительно недорогие поселки эконом-класса.

Материал домов Средняя стоимость 1 кв. м, долл.
Кирпич 4977
Монолит 4923
Несколько материалов 3187
Гозобетонные блоки 2935
Пенобетонные блоки 2496
Дерево 1878
Сэндвич 1120
Источник: www.irn.ru

Значительно снизилась доля как раз материала, из которого строят дешевые дома (пенобетон). Однако она не полностью перетекла в другие дешевые сегменты. Доля деревянного строительства увеличилась лишь на 6 процентных пунктов. В итоге, совокупная доля поселков, построенных из более дешевых материалов уменьшилась к весне 2008 года с 36,6% до 33%. На этом фоне увеличение с 36,5% до 41% доли сегмента, в котором преобладают дорогие материалы, и общая стабильность остальных сегментов рынка явно говорят о том, что рынок коттеджей становится все более дорогим.

Однако за счет общего роста числа возводимых поселков растет в абсолютных числах объем и дешевых коттеджей. Так что, формально, конкуренция в эконом-классе возрастает, это, по оценке специалистов аналитического центра www.irn.ru, и является основной причиной пиар-активности многих участников рынка, весьма рьяно рекламирующих достоинства деревянного зодчества.