Поиск по базам : Я ищу
Новостройки Подмосковья
стоимостью от до руб. за м2квартиру

Онлайн-голосование

Какое расстояние от МКАД идеально для дачи?

Народное мнение

Социологические исследования рынка недвижимости
Риелтор – профессия неблагодарная. В том смысле, что благодарность за сделанную работу обычно совпадает с моментом... Читать дальше



Знаете цену квартиры сегодня? А сколько она будет стоить завтра? Новый калькулятор «Прогноз стоимости квартир» от IRN.RU >>
Займите свое место в информационном поле. Онлайн-конференции на www.irn.ru – это актуальные темы в нужное время! >>

03.04.07 : Статуи острова Пасхи

Посреди Тихого океана затерялся наиболее удаленный обитаемый остров Земли. Местные жители зовут его Рапануи, а весь остальной мир — островом Пасхи. Европейцы открыли его только в 1722 году, событие совпало с кануном христианского праздника, в честь которого и был назван остров. Крохотный кусочек суши длиной всего 25 км является одним из самых таинственных мест на свете.
 
Некогда здесь обосновались люди, которым пришлось приспосабливаться к жизни в изоляции от внешнего мира. Откуда они появились здесь и как сюда попали? Это только две из многих загадок острова Пасхи. В XIX веке перуанские работорговцы увезли отсюда более тысячи человек для работы на рудниках. Только 15 островитян сумели вернуться домой. Но они привезли оспу, и эпидемия поразила едва ли не все местное население. Нужда и болезни сократили число пасхальцев до 111 человек. Они и их потомки не ведали, что происходило здесь в давние времена. Историческая память народа была утрачена.
 
Во времена расцвета население острова Рапануи делилось на 11 племен общей численностью от 10 до 20 тыс. человек. Люди проживали в деревнях, святилищем и общественным центром которых являлись каменные платформы — аху. Первоначально аху представляли собой алтари, ориентированные согласно движению Солнца. Впоследствии их стали использовать как постаменты для тщательно вырезанных статуй, названных местными обитателями моаи. Тогда же в платформах стали устраивать ниши для погребений. Всего на острове насчитывается 272 аху. На большинстве постаментов стояло по два идола, часто соседствовало четверо или шестеро великанов, а на одной платформе высотой четыре метра выстроилось 15 каменных исполинов. Чем сильнее было племя, тем больше моаи размещали на аху. Гиганты стояли спиной к океану и лицом к деревне, охраняя ее жителей. Эти статуи стали самой важной особенностью острова Пасхи. Но вопросов, касающихся моаи, гораздо больше, чем ответов.
 
Кого изображали и кому были посвящены каменные гиганты?
 
До сих пор нельзя с уверенностью сказать, какой цели служили каменные колоссы и кого они изображали. Сами островитяне забыли, для чего их предки изготавливали статуи. Некоторые европейцы считают, что моаи являлись стражами умерших и изображали покойных предков, представляя собой подобие европейских скульптурных надгробий. Кто‑то из современников видит в этих титанах приметные ориентиры для мореходов или считает их астрономическими знаками.
 
Видимо, с течением времени назначение изваяний менялось. Моаи раннего периода изображали скорее всего богов. Они сходны с каменными статуями полинезийцев, например жителей Маркизских островов. Начиная с XIV—XV века рапануйские ваятели явно стремились увековечить своих правителей, вождей кланов, воевод, жрецов. Каждая статуя имела свое название. Сейчас известно более 50 имен моаи. Одних исполинов нарекали в честь того, кого они изображали, другим давали имена их создателей‑каменотесов, третьих называли как богов и духов (например, скульптура Маке-Маке получила имя верховного бога островитян, а изваяние Мауи — имя общеполинезийского культурного героя). В тех случаях когда название божества было забыто, идолам давали лишь нарицательное имя: «Статуя бога», «Статуя колдуна» и т. д. Или же рапануйцы говорили: «Статуя возле дома», «Гора сахарного тростника», «Прямая моаи».
 

Одинаковые или разные моаи?
Культ моаи просуществовал на острове Пасхи с VII по XVII век. За это время внешний вид изваяний неоднократно изменялся. Статуи разных периодов значительно отличаются по форме, высоте и ширине. Самые первые моаи были не выше человека, их высекали из базальта. У них нет ничего общего со знаменитыми великанами, если не считать, что руки истуканов всегда занимают строго определенное положение на животе. Впоследствии с этими каменными идолами обошлись довольно неуважительно — ими затыкали бреши в аху. До сих пор не удалось выяснить, устанавливали ли первые статуи на платформы. Приблизительно с середины XIV века моаи стали изготавливать в карьере вулкана Рано-Рараку из вулканического туфа. Тогда они и приобрели тот вид, который хорошо знаком нам по многочисленным фотографиям острова Пасхи. Изваяния стали делать выше, их «рост» достигал 10–12 м, вес превышал 20 т. Когда английские моряки в 1868 году хотели переправить в Великобританию какое‑нибудь одно из них, ни одну из громадных статуй попросту не смогли сдвинуть. Тогда они решили вывезти «маленький» каменный бюст высотой около 2,5 м. Однако, несмотря на сравнительно небольшой размер, фигура оказалась настолько тяжелой, что ее перетаскивали все матросы экипажа, которым помогали не менее 200–300 туземцев. Ныне это изваяние стоит в Британском музее. Самая же большая статуя длиной 21 м так и осталась лежать в каменоломне Рано-Рараку.
 
Несмотря на то что все идолы похожи друг на друга, на острове невозможно найти двух одинаковых истуканов — их черты лица индивидуальны. А вот удлиненные мочки ушей колоссов наводили на мысль, что каменные скульптуры изображают неземных существ. В действительности же «длинноухость» исполинов иллюзорна. Подобное впечатление создается за счет того, что голова статуи сильно вытянута, а верхняя часть ушей находится почти на уровне макушки. Таков был местный стиль ваяния.
 

Как изготавливали моаи? 
Статуи действительно настолько необычные, что многие считают, будто бы их создали легендарные атланты или даже пришельцы из космоса. Путешественники, побывавшие на Пасхе в XVIII веке, сомневались, что идолов ваяли на этом острове. Они не могли объяснить, как были сделаны гиганты, поэтому, исследовав сильно выветренную поверхность истуканов, решили, что фигуры не вытесаны из камня, а вылеплены из глины, в которую понатыканы мелкие камешки. И все же колоссы — творение самих пасхальцев. В кратере Рано-Рараку располагалась своеобразная мастерская по производству статуй. Ваятели обычно трудились одновременно над многими моаи. Здесь можно увидеть разные стадии создания скульптур — от разметки контуров гиганта до почти готовых фигур. Работу над многими статуями прекратили из-за трещин в камне, где-то твердые включения в породу не давали высечь нос или подбородок. Но свыше 300 моаи остались недоделанными, потому что каменоломня по неизвестной причине оказалась заброшенной рабочими.
 
Скульптуры изготавливали так. Сначала в горной породе высекали лицо, потом уши и руки с длинными пальцами, которые соединялись ниже живота. Затем ваятели вырубали камень с боков, формируя спину. Полностью вытесав лицевую часть идола, ее тщательно обрабатывали и полировали. Потом скульпторы отделяли спину и спускали статую по склону к подножию вулкана. Внизу из тонн осколков вырастали огромные осыпи и искусственные морены. В них рыли глубокие ямы и туда устанавливали моаи, чтобы приступить к отделке шеи и спины великана. Тогда же какие‑то изваяния украшали символическими изображениями, затем шлифовали истуканов пемзой. На этом работа над статуей в карьере завершалась, идола можно было перемещать к аху.
 
Сколько времени требовалось для того, чтобы высечь каменного гиганта? Ведь каждый мастер пользовался нехитрым набором инструментов, состоявшим из нескольких базальтовых рубил разной величины. По форме рубила напоминали долото, в среднем они имели в длину 30–40 см, но иные достигали и метра. По некоторым расчетам мастерам для создания статуи хватило бы и 15 дней, потому что камень довольно мягкий и обрабатывать его нетрудно. Норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент: вместе с потомками древних ваятелей он решил изготовить моаи и определить таким образом, сколько на это потребуется времени. Оказалось, что не меньше года уйдет на то, чтобы вытесать идола, а еще нужно время, чтобы передвинуть его к аху. Это при том, что работать будут посменно весь день две бригады.
 

Как перемещали каменных исполинов?
Очевидно, что для немногочисленного населения острова стоило больших усилий спустить статую по склону вулкана, переместить ее на несколько километров к каменной платформе, а затем поднять. Ведь рапануйцы не располагали техническими средствами, они могли использовать только камни, веревки и деревья. На Пасхе существует легенда, что в давние времена около Рано-Рараку жила некая колдунья. Своим волшебством она оживляла каменных великанов и заставляла их двигаться. Однажды ваятели моаи съели большого омара и не угостили ведьму. Рассердившись, она заставила всех идолов упасть ничком на землю, и с тех самых пор они лежат неподвижно. Ученые же предполагают, что для перемещения исполинов применяли бревна‑катки, подкладываемые под статуи, или носилки вроде саней, которые тянули за веревку. Возможно, часть тяжелых грузов переправляли в камышовых лодках или на широких плотах по морю.
 
Доставив моаи на место, их поднимали и водружали на каменную платформу высотой в несколько метров. Для этого под изваянием создавали каменную насыпь и постоянно наращивали ее до тех пор, пока статуя не оказывалась на аху. Затем на голову самых больших идолов закатывали высокую «корону» или «шапку» — пукао — в виде каменного цилиндра высотой до 2 м и диаметром 2,7–3 м. Самый большой пукао весил 30 т! Камень для головных уборов добывали в 10 км от Рано-Рараку в кратере вулкана Пуна-Пау. Всего найдено около 90 пукао. Вероятно, они изображали прическу, которую носили в древности местные мужчины: камень красный, а многие рапануйцы были рыжеволосыми.
 
На завершающем этапе работ статуям вытесывали глазницы и устанавливали в них глаза из раковин, кораллов и обсидиана. Только тогда истукан мог увидеть, где он очутился. Таким образом, островитяне как бы оживляли моаи — они верили, что через глаза исходит энергия души.
 

Почему моаи оказались поверженными? 
Пасхальцы возводили свои статуи, их цивилизация процветала. Но неожиданно все изменилось, когда какая-то катастрофа настигла остров. Путешественники-европейцы, приплывшие сюда в XVIII веке, были поражены увиденным: сотни гигантских скульптур лежали на земле. Местные жители забросили каменоломни в то время, когда изготовление моаи приняло небывалый размах. Что здесь произошло и почему рапануйцы стали разрушать то, что создавали на протяжении тысячи лет? Ученые связывают падение цивилизации пасхальцев с исчезновением некогда густых лесов. Глядя на современный ландшафт острова, трудно поверить, что некогда здесь были заросли сандала, гибискуса, торомиро, кокосовых пальм и т. д. Отчего исчезли деревья? Одни придерживаются мнения, что в результате широкомасштабных работ по перемещению изваяний на этом маленьком кусочке суши островитяне вырубили все леса и рощицы, и он оказался на грани экологической катастрофы. Впоследствии большинство идолов, стоявших на платформах, упало под воздействием природных катаклизмов. Но ученые не обнаружили здесь следов землетрясения и цунами. Такое открытие позволило другим исследователям предположить, что причиной исчезновения деревьев послужило не статуестроительство, а… крысы. Этих животных, обитавших на каждом корабле, завезли на остров европейцы. Грызуны быстро размножились, питаясь плодами и семенами пальм, покрывавших тогда большую часть Пасхи.
 
Однако большинство ученых придерживаются мнения, что на острове в XVII веке произошло существенное изменение климата, и, вероятнее всего, это была засуха. Они не верят в то, что пасхальцы сознательно истребляли деревья, которые служили строительным материалом, давали тень, удерживали влагу и защищали поля от выветривания. Из-за засухи урожаи снижались. Народ бунтовал, ведь ему приходилось кормить не только себя, но и вождей. Поля продолжали засыхать. Растения погибали от недостатка влаги, но правители, так же как и рядовые пасхальцы, не могли обуздать природу. Деревьев, чтобы построить хорошие суда и уплыть с острова, уже не хватало. Маленький клочок суши стал тюрьмой для своих жителей.
 
Вожди требовали делать новые моаи, превосходящие по размерам предыдущих, чтобы умиротворить богов. Вероятно, пасхальцы просили у своих покровителей дождя, но боги их не слышали. Народ стал сомневаться в традиционной вере и правоте верховных существ. Социальный мир, длившийся 13 веков, был нарушен, начались столкновения между племенами, святилища разоряли, а статуи опрокидывали и разбивали.
 
Оставшимся в живых после мятежа требовалось создать новое общество и новую религию, принципиально отличавшуюся от старой. У островитян появилось другое божество — с телом человека и головой птицы. Пасхальцы стали повсюду изображать пернатых. Похоже, что узники моря завидовали птицам — единственным живым существам, способным покинуть остров. В сознании многих людей остров Пасхи стал символом заветной мечты.
 
Сегодня некоторые моаи благодаря заслугам реставраторов вновь заняли свои места на аху. Однако состояние статуй далеко не идеально. Они разрушаются под воздействием ветра и дождя и нуждаются в сохранении. Туф, послуживший материалом для изваяний, содержит куски твердого минерала — ксенолита. Когда туф выветривается, минерал выпадает, и в скульптурах остаются трещины. В самое ближайшее время нужно найти средство и деньги для консервации каменных гигантов. Даже если моаи и не станут новыми чудесами света, они несомненно привлекут к себе необходимое внимание. Возможно, это будет первым шагом к сохранению удивительных изваяний одного из самых таинственных мест на Земле.
 
Титова Наталья НИЦ
Поделитесь с друзьями:

Просмотров (сегодня/вчера/всего): 0 / 2 / 3127

Издание месяца


Тип: Газета

География: Москва

Отрасли: Недвижимость, Строительство, Загородная недвижимость

Формат: А3

Тираж: 300 000

Периодичность: еженедельно

Распространение: Распространяется бесплатно

Объем: 8 полос

Подписка: Нет

Энциклопедия СМИ

Специализированное печатное издание о недвижимости. Содержит максимально полную информацию о рынке недвижимости Рязани.

Copyright © Индикаторы рынка недвижимости
При полном или частичном использовании материалов активная гиперссылка на IRN.RU обязательна.
Порядок и условия использования материалов сайта
Создание этого интернет-портала - Intellect Design

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru